Ленд-арт

Работа Роберта СмитсонаРабота: Яцек Тылицки. Акварель бумага остается на берегу реки, в течение 4 дней. Лунд, Швеция.

Ленд-арт (от англ. land art — ландшафт и искусство) — направление в искусстве, возникшее в США в конце 1960-х годов, в котором создаваемое художником произведение было неразрывно связано с природным ландшафтом. Работы лэнд-арта не были по отношению к ландшафту внешними или привнесёнными, последний использовался скорее как форма и средство создания произведения. Часто работы выполнялись на открытом и удалённом от населённых мест пространстве, в котором оказывались предоставленными самим себе и действию природных сил.

История

Лэнд-арт необходимо расценивать как художественный протест против привычной искусственности, пластмассовой эстетики и безжалостной коммерциализации искусства в Америке конца 1960-х. Мастера лэнд-арта не рассматривали стандартные художественные площадки, как музеи или галереи, в качестве демонстрации своей эстетической деятельности, ведь они создавали настолько монументальные пейзажные проекты, что их невозможно было сопоставить с традиционной транспортабельной скульптурой или же с коммерческим рынком искусства в принципе. Вдохновением для лэнд-арта послужили не только такие направления искусства, как минимализм и концептуализм, но также и модернистские движения, такие как Де Стайл, кубизм и работы Константина Бранкузи и Йозефа Бойса. Многие художники, сейчас неразрывно связанные с лэнд-артом, ранее были увлечены направлениями перечисленными выше. К примеру, дизайн Исаму Ногути 1941 года для Очерченной Детской Площадки (Contoured Playground) в Нью Йорке, можно считать исключительным ранним образцом лэнд-арта, даже при том, что сам художник никогда не называл свою работу «лэнд-артом», а просто «скульптурой». Но все же, в наши дни его влияние на современный лэнд-арт, ландшафтную архитектуру и экологическую скульптуру неоспоримо и очевидно.

Алан Сонфист является пионером альтернативного подхода к работе с природой и культурой, которую он начал в 1965 году, возвратив историческую природу и экологически устойчивое искусство в Нью-Йорк. Его самая вдохновенная работа это «Пейзаж Времени» (Time Landscape), природный лес, который он привил в Нью Йорке. Он также создал несколько других «Пейзажей Времени» по всему миру, таких как «Круги Времени» во Флоренции, демонстрирующих историческое использование земли в этом регионе Италии, и другая работа недавнего времени в Музее и Парке Скульптур Кордовы, под Бостоном. По словам критика Барбары Роуз, пишущей в Artforum в 1969 году, она была разочарована превращением искусства в товар, и навязанностью художеств в галереях. В 1967 искусствовед Грэйс Глуек, пишущая в Нью-Йорк Таймс, объявила, что первый образец искусства «в земле» был сделан Дугласом Лейчтером и Ричардом Сабой в Школе Живописи и Скульптуры Skowhegan. Внезапное появление лэнд-арта в 1968 может быть расценено, как ответ поколения художников (большинству из них не было и тридцати) обостренной политической активности того года, а также появившемуся экологическому движению и борьбе за права женщин.

Движение началось в октябре 1968 года с выставки «Земных Работ» в галерее Dwan в Нью-Йорке. В феврале 1969 Виллоуби Шарп курировал «Земную выставку» в Музее Искусства Эндрю Диксона Уайта, в Корнеллском университете. На выставке были представлены: Уолтер Де Мария, Ян Диббетс, Ханс Хээк, Майкл Хейзер, Нил Дженни, Ричард Лонг, Дэвид Медалла, Роберт Моррис, Деннис Оппенхейм, Роберт Смитсон и Гантэр Уекер. Выставка была организована Томасом В. Ливиттом. Гордон Матта-Кларк, живший в то время недалеко от университета был приглашен Шарпом помочь художникам в «Земном Искусстве».

Возможно, самым известным художником, который работал в этом жанре, был американец Роберт Смитсон, чье эссе 1968 года «Отложение осадка Мышления: Земные Проекты» послужило критической основой для движения, поскольку в нем описывалась реакция на отсоединение модернизма от социальных вопросов, по словам критика Клемента Гринберга. Его самая известная часть, (и вероятно самый известный проект лэнд-арта), это проект Спирального Причала (1970), для которого Смитсон скомпоновал скалу, землю и морские водоросли, чтобы сформировать длинный (1500-футовый) причал спиральной формы, выходящий в Большое Соленое озеро в северной Юте, США. Доступная обозрению часть работы зависит от переменчивого уровня воды. С момента своего создания пристань однажды полностью скрылась из вида, чтобы потом снова появиться из под воды.

Зеркало Гравия Смитсона с Трещинами и Пылью (1968) является редким примером лэнд-арта, существующего в галерее, а не на природе. Этот объект искусства состоит из груды гравия, расположенного около частично зеркальной стены галереи. В простоте его форм и вниманию к самим материалам угадывается дух минимализма, как и в других произведениях лэнд-арта. Здесь также угадывается связь с Arte Povera в использовании материалов, которые традиционно рассматривают как «лишенные художественного вкуса» или «бесполезные». Итальянец Джермано Челант, основатель Arta Povera, был одним из первого пособников лэнд-арта.

«Художники Земли» чаще всего американцы, наряду с другими выдающимися художниками в этой области, таких как Карл Андре, Элис Эйкок, Уолтер Де Мария, Ханс Хээк, Майкл Хейзер, Нэнси Холт, Деннис Оппенхейм, Эндрю Роджерс, Чарльз Росс, Роберт Смитсон, Алан Сонфист и Джеймс Террелл. Террелл начал работу в 1972 над возможно крупнейшим лэнд-артом настоящего времени, изменив землю, окружающую потухший вулкана Кратер Родена в Аризоне. Возможно, самыми выдающимися не американскими художниками являются британцы Крис Дрери, Энди Голдсуорти, Питер Хатчинсон, Ричард Лонг и австралиец Эндрю Роджерс.

Некоторые проекты художников Христо и Жанны-Клода (они известны обертыванием памятников, зданий и пейзажей в ткани) также считали лэнд-артом, хотя сами художники считают это неправильным. Понятие Йозефа Бойса ‘социальной скульптуры’ сильно повлияло на ‘Лэнд-арт’, и в его ‘7000 Eichen’, проекте 1982 года, в котором он задумал посадить 7000 Дубов, есть много общих черт процессам ‘Лэнд-арта’. «Ритмы Жизни» Роджерса — самый большой предпринятый проект лэнд-арта на данный момент. Цепь каменных скульптур, или «геоглифов» по всему миру, протянутая в 12 разрозненных экзотических местоположениях (начиная от мест, которые располагаются ниже уровня моря и до высот 4,300 м / 14,107 футов). В каждом месте планируется расположить от трёх скульптур (от 40 000 м²/430 560 фут²).

В 1979 году латиноамериканский философ и художник, знаменитый своими работами в области лэнд-арта, Эдуардо Сангвинетти, представил свои «Скульптуры в Земле». Они были расположены на природе, и через некоторое время начали функционировать, поскольку растения и животные сделали свои дома в той особой «topos», в пустыне Ла-Пампа. Позже они выработали определенную систему, помогающую классифицировать запахи и цвета, таким образом претворяя в жизнь оригинальную идею художника, который был в то время поглощен сельской местностью и её зеркальной радиацией… В его выступлении на тему лэнд-арта «Solum» (1987) идет речь о зооморфологии той лошади, которая значительно обольщает аудиторию Культурного Центра Реколета (бывший Centro Cultural Ciudad de Buenos Aires).

«Amarillo Total» — имя той лошади, не только предотвратило экологический удар, но также и выставило напоказ моделей, полностью раскрашенных нашим художником, их голые накрашеные тела представляют нам живопись красками, изготовленными из пигментов земли и растений. В эссе Сангвинетти «Альтер эго» (1986), он сказал: «Спонтанная деятельность в природе… В природе есть тип непосредственной деятельности. Это понятие не существует в культурном человеке, и если это действительно чувствуется в детях, то это лишь походит на слабое воспоминание о примитивном уме… Следовательно я думаю, что выживание осознания сверхъестественного в природе, во всех работах Лэнд-арта, должно быть вещью, которая ´оживляет Все´.

Художники, посвятившие себя лэнд-арту, в Америке положились главным образом на богатых покровителей и частные фонды, с помощью которых они спонсировали свои зачастую весьма дорогостоящие проекты. С внезапным экономической рецессией в середине 1970-х приток денег из подобных источников в основном остановился. Со смертью Роберта Смитсона в авиакатастрофе в 1973 году движение потеряло одного из своих самых важных глав и постепенно исчезло. Чарльз Росс продолжает работать над Звездным проектом Оси, который он начал еще в 1971 году. Майкл Хейзер продолжает свою работу над Городом, и Джеймс Террелл продолжает работать над проектом Кратера Родена. В большинстве отношений ‘Лэнд-арт’ стал частью господствующего общественного искусства, и во многих случаях термин «Лэнд-арт» используется некорректно, чтобы определить любой другой вид искусства на природе даже при том, что он может быть совершенно не связан с первоначальной задумкой.

Лэнд-арт в России

Крупнейшей площадкой в современной России стала деревня в Калужской области Никола-Ленивец, куда приезжают лэнд-артисты со всей России, а также из зарубежных стран. В этом ключе нельзя не упомянуть Николая Полисского.С 2000 года он является создателем крупных арт-объектов в природной среде из естественных материалов, наряду с крестьянами — жителями деревни Никола-Ленивец, которую Полисский выбрал своей главное площадкой для творчества. Его первый проект — «Снеговики» создан на территории Никола-Ленивца в 2000 году и представлял из себя войско из 220 снеговиков, стоящих на берегу реки Угры. За «Снеговиками» последовали другие монументальные объекты из природных материалов — сена, дерева, лозы — «Сенная башня», «Дровник», «Медиа башня», «Маяк» и другие. С 2006 года в Никола-Ленивце проходит фестиваль «АрхСтояние», зачинщиком которого выступил Полисский, и в деревне начинают появляться работы различных авторов, в том числе и зарубежных.

В 2017 в Новосибирске прошел первый ежегодный фестиваль Лэнд Арт Сибири. Проект направлен на ознакомление широкой публики с данным направлением. Основной концепцией фестиваля стало создание объектов Лэнд Арта в центре города-миллионика. Несколько команд флористов и дизайнеров в течение недели работают над своими арт-объектам. Во время фестиваля проходит онлайн голосование за самый лучший проект.

Цитаты

Николай Полисский, 2009:

Сейчас на Западе лэнд-арт за редким исключением выродился в дизайн — сугубо прикладное утилитарно-функциональное занятие. А мы сосредоточены на художественных обобщениях. Сейчас, чтобы продолжать заниматься собственно лэнд-артом, нужно иметь какую-то внутреннюю мотивацию.

Основные представители

Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела. Добавьте , предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён.
Эта отметка установлена 22 мая 2019 года.
  • Роберт Смитсон
  • Ричард Лонг
  • Христо
  • Герман де Врайс
  • Вальтер де Мария
  • Майкл Хейзер
  • Ана Мендьета
  • Хамиш Фултон
  • Энди Голдсворти
  • Яцек Тылицки
  • Николай Полисский
  • Ричард Шиллинг

> Литература > Примечания > См. также

  • Геоглиф
  • Надписи из деревьев

Ссылки

  • Николай Полисский и лэнд-арт
  • Лэнд-арт на сайте «Василий Поленов»
  • Лэнд-арт композиции Эндрю Роджерса из цикла «Ритмы жизни», скульптурный парк «Время и Пространство» в Турци (Каппадокия)
  • OBSART | Observatoire du Land Art
  • Лекция Ирины Кулик в Музее «Гараж». Майкл Хейзер — Ричард Лонг

Главное, если не единственное, правило ленд-арта заключается в том, что работа должна быть неразрывно связана с ландшафтом. При этом не стоит путать искусство с ландшафтным дизайном. Ленд-арт как разновидность скульптуры (а он вырос именно из скульптурных инсталляций) не призван украшать сады и парки — он должен выражать мысли художника, заставлять зрителя задуматься или восхититься. Но «смотреться» он будет только в лесу, в поле, в воде — ленд-арт невозможно выставить в городской галерее.

Скульпторы, работающие в жанре ленд-арта, чаще всего используют природные материалы — камень, дерево, растения, воду. Обратите внимание: в нижеследующей подборке только в инсталляции «Левитирующее дерево» используются искусственные элементы (краска, пищевая плёнка), остальные же работы не просто гармонируют с окружающей средой, но являются неотъемлемой её частью в плане использованных материалов. Ленд-арт — это искусство традиций и гармонии, возвращение к истокам, к временам, когда искусство было исключительно натуральным, будь то резьба по дереву или рисование углём. Впрочем, жёсткого ограничения всё-таки нет — в ход порой идут металл, резина, пластик и так далее. Сложность — в гармоничном сочетании искусственных материалов с природой, и потому скульпторы тяготеют к естественности.

Но хватит общих слов. Итак, «Популярная механика» совместно с Signet Land Art открывает цикл публикаций о наиболее интересных, сложных, оригинальных и остроумных работах в жанре ленд-арта. К этому нас подвиг проект , в рамках которого уже в этом году начнётся вручение гранта российским скульпторам, работающим в жанре ленд-арта. О проекте Signet Land Art и о гранте, который запускается совместно с музеем современного искусства «», мы обязательно расскажем в одном из следующих материалов, тем более подача заявок ещё продолжается. А пока что, для начала, замечательная подборка самых необычных и интересных примеров жанра.

Кстати, цикл будет не здесь, на сайте, а в наших социальных сетях — , , Instagram и , так что подписывайтесь и не переключайте канал!

Andres Amador Андрес Амадор (США). Искривлённые поля (Warped Fields). Эта работа входит в серию Abstract и была сделана в 2009 году на калифорнийском пляже. Относится к «вытоптанным» рисункам; иногда Амадор прибегает к механизации процесса, в том числе «рисует» с помощью трактора, к которому прицеплен специальный вал с узором.Sylvain Meyer Сильвен Мейер (Швейцария). Белый коридор (Couloir blanc). Работа сделана в 2008 году. Это имитация математически правильной паутины, на которую ушло порядка 100 метров тонкого шпагата.Olga Ziemska Ольга Зиемска (США-Польша). Неподвижность в движении (Stillness in Motion). Ольга Зиемска живёт в Кливленде (Огайо), но свою самую известную серию работ Matka («Мать») она начала делать в польском городке Оронско, где располагается крупный центр польской скульптуры. Первая версия скульптуры, изготовленная из ивовых плетей в 2003 году, находилась в закрытой галерее. На снимке — Stillness in motion: The Matka Series #2 (2012), выполненная из бамбука и установленная в городе Вонголь (Южная Корея).Daniel Siering / Mario Shu Даниэль Зиринг и Марио Шу (Германия). Левитрующее дерево. Инсталляция двух немецких специалистов по стрит-арту появилась в пригороде Потсдама, Германия. Сперва художники обмотали участок дерева пищевой плёнкой, а затем раскрасили поверх с помощью баллончиков с краской.Andy Goldsworthy Энди Голдсуорси (Великобритания). Изогнутые веточки вокруг речного валуна в Вуди Крик, Колорадо (Curved sticks surround a river boulder in Woody Creek, Colo). Работа 2006 года. Голдсуорси специализируется на сборе природных объектов более или менее схожей формы или цвета и придания им упорядоченной структуры. Например, здесь он в течение нескольких дней собирал в окрестных лесах ветки, имеющие схожий радиус изгиба.Simon Beck’s Snow Art Саймон Бек (Великобритания). Саймон Бек все свои снежные картины вытаптывает с помощью снегоступов и чаще всего не даёт им названий. Этот узор, например, называется Marlou 41, то есть 41-й по счёту, созданный в районе озера Марло (Австрия) в январе 2017 года. В своём Facebook Саймон признался, что сделал ряд ошибок, так как начал «рисовать» слишком поздно и потому заканчивал практически в темноте.nikola-lenivets.ru Николай Полисский (Россия). Бобур. 22-метровая инсталляция названа в честь парижского района Бобур, знаменитого музеем современного искусства — Центром Помпиду. Скульптура — аллюзия на архитектуру Центра; наверху расположена смотровая площадка, позволяющая осматривать всю панораму Никола-Ленивца, где находится инсталляция.

Ellie Davies Элли Дэвис (Великобритания). Пойдём со мной 7 (Come with me 7). Come with me — серия из девяти работ, сделанных Дэвис в 2011 году. Каждая инсталляция представляет собой «тропинку», выложенную или высаженную в природном ландшафте с помощью чуждых этому ландшафту элементов. Amelia Earhart Festival Стэн Херд (США). Амелия Эрхарт (Amelia Earhart). Гигантский портрет знаменитой лётчицы Амелии Эрхарт, «высаженный» Хердом на поле близ Атчисона (Канзас) в 1997 году — в честь 60-летия её трагической попытки совершить кругосветное путешествие на самолёте. Атчисон — родной город Эрхарт. В своих работах Херд использует как навыки садовника (сажая кусты и деревья), так и навыки скульптора (выкладывая часть изображения камнями).

Ленд-арт – природное искусство

Суть ленд-арта

Ленд-арт – относительно новое направление в искусстве. Оно зародилось в 60-х годах ХХ века у художников из США. Это был своего рода вызов классическим канонам, рамкам музейных и галерейных площадок. Работы художников вышли за стены музеев и пришли к природе, связав ее с человеком. На ленд-арт повлияли такие направления, как минимализм, концептуализм и модернистские движения: неопластицизм и кубизм.

Большинство произведений ленд-арта создается на основе природного материала: веток, камней, травы, песка, частей растений, ракушек. Некоторые последователи этого искусства используют в основе работ металлические конструкции, но это уже отхождение от идеи чистого искусства, максимально приближенного к природе.

Land Art Camp Belarus 2016. Анна Нефедова, Елена Веретельникова, Россия

Land Art Camp Belarus 2016. Дмитрий Ретивых, Анна Долматова, Екатерина Шарангович, Россия

Суть ленд-арта в том, что работа выполняется для одного конкретного места, из материалов, которые характерны для него, и ее невозможно транспортировать. В редких случаях произведения ленд-арта хранятся в музеях.

Вдохновением для творца могут послужить изменения в росте дерева или, к примеру, модуляции в рельефе. Это отправная точка, «корни работы». Каждый ее элемент имеет свою продолжительность жизни. Ничто не вечно в этом мире: все уходит туда, откуда пришло. В ленд-арте мастер должен уметь отпускать свою работу, принимать и понимать, что со временем она разрушится и станет частью того ландшафта, в котором находится. Именно поэтому в чистом ленд-арте не используются каркасы, металлические крепления – их нет в природе, это чуждые для нее элементы. Мастера создают свои работы в сотворчестве с природой, и результат – галерея работ прямо под открытым небом.

Land Art Camp Belarus 2017. София Стрелкова, Инна Лукаш, Яна Бойко, Россия – «Игра в прятки»

Land Art Camp Belarus 2017. Мартин Яблонский (Польша) и Ольга Гайдукевич (Беларусь) – «Половинки»

Land Art Camp Belarus 2017. Борис Меняйлов и Борис Заславский, Россия – «Ловцы снов»

Художники земли

Одним из ярчайших представителей движения ленд-арта был Роберт Смитсон, погибший во время работы над своим очередным объектом. Спиральный причал, созданный им на территории Большого Соленого озера в Северной Юте, считается одним из самых известных и масштабных проектов.

Среди выдающихся «художников земли», как часто называют мастеров ленд-арта, такие мастера: Уолтер Де Мария, Энди Голдсуорси, Деннис Оппенхейм, Ненси Холт, Ричард Лонг, Христо.

Наталья Волк и Инна Фицнер, Беларусь

Один из старейших и значимых в Европе фестиваль ленд-арта проходит в швейцарском городе Гринденвальд. В этом году он отметит свое 20-летие. Попасть на него можно по личному приглашению основателя фестиваля, флориста и преподавателя Питера Хесса. На фестиваль съезжаются мастера из разных стран мира. В этом году уже второй раз Беларусь в Гринденвальде будет представлять Ольга Гайдукевич. Многие ученики Питера Хесса проводят в различных городах и странах фестивали ленд-арта, продвигая и развивая направление.

Land Art Camp Belarus 2017. Елена Сверчинская, Ольга Федосеева, Беларусь – «Энергия жизни»

Land Art Camp Belarus 2017. Надя Гайдукевич и Даша Скорынина, Беларусь – «Представь дракона»

Опыт Беларуси и Сочи

С каждым годом ленд-арт расширяет географию своих последователей и единомышленников. В Беларуси состоялся уже не один фестиваль ленд-арта, основанный на принципах отказа от любых искусственных материалов. Два из них прошли под руководством Питера Хесса.

Land Art Camp Belarus 2016 проходил на территории пикник-отеля «Экспедиция» в г.п. Плещеницы Логойского района. Land Art Camp Belarus 2017 разместился на территории оздоровительного комплекса «Ислочь-парк» в Воложинском районе Минской области. Фестивали собрали мастеров из Беларуси, Польши, России.

А в 2018 году на мировой карте фестивалей чистого ленд-арта появилась новая точка – Сочи. Здесь состоялся первый для города фестиваль ленд-арта, собравший участников из России, Беларуси, Японии и Молдовы.

Ленд-арт фестиваль в Сочи, 2018. Жанна Султанова и Эля Уланова, Россия – «Хранитель Земли»

Фестиваль ленд-арта в Сочи 2018. Олеся Иванова и Александра Кудряшова, Россия – «Вода – возвращение»

Ленд-арт фестиваль в Сочи, 2018. Ольга и Надя Гайдукевич, Инна Фицнер, Беларусь – «Боб Марли»

Фестиваль организовали Борис Меняйлов и Борис Заславский – опытные мастера ленд-арта и ученики Питера Хесса. Для них обоих фестиваль в Сочи – это давняя мечта, которая воплотилась в жизнь. Они два раза принимали участие в фестивалях в Беларуси, а в этом году организовали фестиваль в своем городе.

Беларусь в Сочи представляли Ольга и Надя Гайдукевич, Инна Фицнер, Лора Белобровик и Валерия Караульная, которые в составе трех разных команд создали свои неповторимые работы.

Ленд-арт фестиваль в Сочи, 2018. Лора Белобровик (Беларусь), Светлана Савченко (Россия), Светлана Варцаба (Россия) – «Поиск гармонии»

Ленд-арт фестиваль в Сочи, 2018. Иван Базин, Владимир Савинков и Олеся Новикова, Россия – «Свободное созерцание»

Ленд-арт фестиваль в Сочи, 2018. Валерия Караульная (Беларусь) и Галина Корченкова (Россия) – «Путь»

Чем шире география фестивалей, тем интереснее материал для работ, которые можно использовать для арт-объектов. В этой статье представлена подборка фото с фестивалей ленд-арта в Беларуси и Сочи. Ленд-арта, в котором не был использован даже грамм искусственного материала.

Ленд-арт фестиваль в Сочи, 2018. София Стрелкова, Елена Ноздрева, Наталья Губарева – Елена Мамонтова, Россия – «Сумасшедшие волны»

Искусство, которое принадлежит всем: как коллекционировать лэнд-арт

Концептуальное искусство не всегда легко подчиняется законам арт-рынка, направленного на его монетизацию. С живописью, скульптурой, фотографией все понятно, но как коллекционировать перформанс, видеоарт или искусство, существующее в виртуальной реальности? Представить в частной коллекции лэнд-арт еще сложнее. В отличие от большинства других дисциплин, он фактически существует за пределами «мира искусства» — в реальном мире.

«Spiral Jetty» (1970), Роберт Смитсон

Первые лэнд-артисты, Роберт Смитсон, Майкл Хейзер или Нэнси Холт, которые придумывали в конце 1960-х — начале 1970-х годов свои ленд-арт-инсталляции, делали это, не ориентируясь на арт-рынок. Например, «Spiral Jetty» (1970) Смитсона — выложенная на поверхности соляного озера в Юте спиральная дамба — никогда не предназначалась для музейной или частной коллекции. Как и «Double Negative» (1969) Хейзера — фактически длинная траншея, вырытая на глубине 15 м. И все-таки «Double Negative» сегодня находится в коллекции Музея современного искусства в Лос-Анджелесе, а «Spiral Jetty» принадлежит Dia Art Foundation. Как такое возможно? Парадокс обладания тем, чем обладать, вроде бы, нельзя обсуждали на недавнем симпозиуме «Collecting the ‘Uncollectible’: Earth and Site-Specific Sculpture» в Нью-Йорке. Вот несколько озвученных спикерами идей и мыслей.

Покровители и меценаты

Первые лэнд-артисты в некотором смысле презирали традиционный арт-рынок, и все-таки их огромные, монументальные скульптуры были невозможны без одной очевидной банальности — денег. Талантливых артистов из 1960-х поддерживали меценаты, в том числе вышеупомянутый Dia Art Foundation. Он, например, сам заказал лэнд-артисту Уолтеру Де Марии проект «Lightning Field» (1977). Это до сих пор один из известнейших проектов в этом жанре. Покровители художников получали взамен возможность посетить объект искусства и, возможно, сделать несколько снимков — никакого обмена физическими предметами не было. И хотя, по большей части, это были филантропы, не заинтересованные в материальной выгоде, они получали и еще кое-что важное, а именно возможность почувствовать себя частью новой истории.

Карикатура Уоррена Миллера (1972): «Как насчет того, чтобы нам с тобой слетать в Юту и посмотреть на некоторые из лэнд-инсталляций, которые я финансировал?»

Фотография вместо объекта

У современных лэнд-артистов есть свое мнение относительно того, как должны экспонироваться их работы. Например, американский скульптор и художник болгарского происхождения Христо придумал (вместе со своей покойной женой Жанной-Клод де Гийебон) поддерживать свои проекты продажей рисунков, коллажей и других исследований, которые сопутствовали работе над инсталляцией. Художница Мишель Стюарт, в свою очередь, сопровождает свой лэнд-арт артефактами с места создания проекта, а также сопутствующими фотографиями.

These Fragments Against Time, 2018, Мишель Стюарт

Художник «Филипп К. Смит III из Калифорнии работает со стеклом. Он, например, строил круг из стеклянных модулей в пустыне (проект «The Circle of Land and Sky» (2017) и обшил стеклянными «досками» старую хижину (проект «Lucid Stead» (2013). Инсталляции были временными, а из использованных стеклянных пластин художник затем сделал настенные скульптуры, доступные для покупки.

«The Circle of Land and Sky» (2017), Филипп К. Смит III

Сегодня найти финансирование на новый проект можно не только у меценатов и коллекционеров, но и у общественности. Так, чтобы построить на окраине Лас-Вегаса свои «Семь волшебных гор», швейцарский художник Уго Рондиноне обратился к Kickstarter. Все, кто пожертвовал на проект $250, получали снимок инсталляции, сделанный известным документалистом Джанфранко Горгони, а те, кто внес $10 000 и более, — персональную экскурсию по лэнд-арт-инсталляции и маленькую скульптуру, среди прочего.

Есть и такие коллекционеры, которые готовы спонсировать создание проекта, выполненного на заказ, например, для своего личного участка. В этом случае они фактически становятся со-участниками творческого процесса, со-авторами лэнд-артиста.

«Seven Magic Mountains» (2017), Уго Рондиноне

Особенности лэнд-арта

Большинству лэнд-артистов приходится сталкиваться со сложностями, недоступными коллегам по цеху. Где найти экскаватор и людей, которые помогут построить объект, как купить или арендовать землю, у кого выяснить, можно ли на ней вообще что-то строить… Все эти вопросы и задачи выходят далеко за пределы области изобразительного искусства.

Еще один нюанс — погодные условия и дикие животные. По сути, никто не знает, как долго инсталляция простоит в своем первоначальном облике, а когда изменится, не понятно, как именно. Впрочем, идея распада, временности лэнд-арт-инсталляций — это тоже по-своему интересно.

«Storm King Wall» (1997-1998), Энди Голдсворти

Важная особенность — расположение лэнд-арта. Как правило, художники выбирают для своих инсталляций места малодоступные, до которых нужно долго добираться. С одной стороны, такое путешествие — это часть опыта, с другой, — это позволяет лэнд-арт-инсталляциям оставаться чем-то глубоко личным и общим одновременно. Они словно начинают в равной степени принадлежать всем тем, кто их видел (или скорее «испытывал»). Грандиозные арт-инсталляции просто не приспособлены для того, чтобы на самом деле принадлежать кому-то одному, но, вместе с тем, они могут принадлежать сразу всем.

На обложке: Lago d’Iseo — WV08 (2016), Христо и Жанна-Клод.

Искусство и природа: 10 ярких примеров лэнд-арта в мире

Как искусство может взаимодействовать с природой, музыкой, интернетом, новыми технологиями, человеческим телом, модой? В новой серии статей “Искусство и…” мы попытаемся продемонстрировать всю палитру пересечений искусства и других различных сфер и носителей. В этом материале рассказываем о 10 проектах лэнд-арта – искусства+природы.

Лэнд-арт — это направление, в котором произведение художника неразрывно связано с природным ландшафтом и стремится максимально подчеркнуть и дополнить его.

Лэнд-арт возник в США в конце 1960-х годов и с тех пор подарил миру множество захватывающих дух проектов. Одним из основных условий этого направления является использование натуральных материалов (песок, земля, камни, листья и т.д.). Однако художники часто привносят и чисто человеческие изобретения – металл, зеркала и даже новые технологии. Что важно, скульптуры не просто помещаются в ландшафте, а скорее пейзаж является главным мотиватором для их создания. Лэнд-арт произведения зачастую масштабны и требуют большой территории, поэтому часто их реализуют в открытом, расположенном достаточно далеко от цивилизации месте. Одни из первых были созданы в пустынях Невады, Нью-Мексико, Юта и Аризоне.

Jim Denevan

01/11

Американский художник Джим Деневан создает удивительные рисунки на песке, льде и соленых покрытиях таких размеров, что оценить их можно только с высоты птичьего полета. Единственный минус – они не долговечны. В мае 2009 года художник создал работу, которую объявили самым масштабным рисунком в мире — на обширных просторах пустыни Блэк-Рок в Неваде разместился узор размером с Манхэттен.

Andrew Rogers

01/7

Когда-то давно Эндрю Роджерс оставил успешную карьеру финансиста и решил полностью посвятить себя своему увлечению – лэнд-арту. В 1999 году в Аравийской пустыне в Израиле он создал свой первый первый геоглиф, гигантский наземный рисунок. На сегодняшний день под руководством Роджерса создано уже 48 геоглифов в тринадцати странах и на семи континентах.

Nils-Udo

01/5

Нильс Удо – баварский художник, который занимается экологического искусства еще с 1960-х. Его интересуют не просто красивые захватывающие картинки, а более концептуальные взаимодействия с природой, в результате которых появляются интересные эффекты. А также он создал гигантское гнездо, весом до 80 тонн. Природа монументальна, и он подчеркнул это.

Cornelia Konrads

01/5

Корнелия Конрадс – современный немецкий художник, скульптор и дизайнер. У нее очень тонкие, в буквальном смысле, парящие в воздухе работы. Чудеса да и только – повисшие в воздухе снежки и взлетающие бревна. Но у каждого волшебства, к сожалению, есть свои разгадки.

Martin Hill & Philippa Jones

01/7

Художник Мартин Хилл так говорит о том, что он делает: “Я работаю с природой, потому что мы сами есть природа. Материалы, которые я использую, происходят из природы и к ней же возвращаются”. Мартин Хилл и художница Филиппа Джонс более 20 лет работают вместе над созданием разных зрелищных произведений. Круг – это символ жизни и бесконечного обновления. Художники символически привнесли этот символ обратно в природу и природой дополнили: круг выглядит завершенным, только когда полукруг отражается в воде.

Zander Olsen

01/7

В природе все гармонично. Это хотел подчеркнуть художник Зандер Олсен, сделав в лесах Англии (графства Хэмпшир, Суррей и административно-политическая часть Уэльс) такой интересный лэнд-арт проект. Художник создал иллюзорную взаимосвязь между деревьями, горизонтом и окружающим пространством.

Gerry Barry

01/7

Для создания своих работ ирландский художник Джерри Барри использует натуральные элементы — камни, ветки, воду, песок, озеленение. Он признает, что не может создать что-то более совершенное и превосходное, чем природа. Поэтому просто ее дополняет и приукрашивает.

Rob Mulholland

01/5

Художники часто выбирают зеркала для интервенций в природу — своими отражениями они создают удивительные эффекты. Шотландский скульптор Роб Малхолланд установил в лесу и реке возле небольшого городка Аллоа человеческие фигуры из полупрозрачного акрилового оргстекла. Игра света и пространства завораживает!

Neil Dawson

01/2

Еще один парящий в воздухе рисунок. На самом деле это скульптура под названием «Горизонты» из гофрированной стали новозеландского художника Нила Доусона. Художник специально разместил ее на вершине холма, чтобы создать ощущение хрупкости и беззащитности огромного “листа бумаги”, который сметет дуновение ветра.

Bruce Munro

01/11

Лиловая или разноцветная трава – не об этом ли мечтают многие фантасты? Британский художник Брюс Мунро украшает поля и сады миллионами светящихся лампочек. Его световые инсталляции пример того, как искусство может взаимодействовать не только с природой и человеком, но еще и новыми технологиями. Раскрашенные вручную разными красками, искусственные “стебли” сделаны из полупрозрачного акрила и подключены через оптоволоконный канал к единому стоваттному источнику света. Это нужно видеть!

#bit.ua Читайте нас у

LiveInternetLiveInternet

ИСКУССТВО В ПРИРОДЕ

Лэнд-арт (от англ. land art — «искусство земли», ландшафт-искусство) — это направление в искусстве, в котором создаваемое художником произведение неразрывно связано с природным ландшафтом. Для художника лэнд-арта природа — его соавтор. Она же предоставляет ему и материал для творчества –

в дело идут озера, поля, земля, грязь, камни, деревья, листва, ветви, трава, лепестки цветов, вода, снег…
Одни представители лэнд-арта роют рвы и траншеи, возводят искусственные холмы, гигантские скульптуры, раскрашивают горы, творят по образцу природы.
Другие упорядочивают пространство – создают правильные формы там, где их изначально не могло быть, дополняют ландшафт объектами, которые подчеркивают его уникальность.
Человек с момента зарождения цивилизации выражал свое отношение к природе в мифах, легендах и художественных образах. Он, сам дитя природы, обожествлял и преклонялся перед ней.
Но со временем это отношение исказилось: человечество превратилось в страшного разрушителя. И особенно это проявилось в прошлом веке. Та же тенденция отразилась и в искусстве: все больше и больше брала верх коммерция…
Экологическая наука забила тревогу: мы рубим сук, на котором сидим, уничтожая природу! Но, если человечество сможет восстановить равновесие природных сил, мировая глобальная катастрофа может быть предотвращена.
Вот на этой волне, с начала 60-х годов распространились новые направления в искусстве, получившие довольно точное название «экологических».
В те годы несколько американских художников в поисках альтернативы коммерческому искусству, заполонившему мир, удалились в обширные пространства пустынь американского Запада. И там Роберт Смитсон и Майкл Хайзер создали первые произведения «земляного искусства». Работы выполнялись на открытом и удалённом от населённых мест пространстве, в котором оставались предоставленными действию природных сил.
Многие из работ этих художников затрагивают тему «пытки земли». Они исследовали раны и шрамы, оставленные людьми на земле, будь то военная техника (Robert Barry, Isamu Noguchi), диктатура (Artur Barrio), ядерные испытания (Heinz Mack, Jean Tinguely, Adrian Piper) или колонизация (Yitznhak Danziger).
И еще эти произведения было невозможно ни купить, ни продать!

Двойное отрицание. Невада, 1969 Майкл Хайзер / Double Negative. Nevada

Майкл Хайзер превратил оголенные и заброшенные угольные карьеры площадью 80 гектаров в парк скульптур над рекой Иллинойс. Хайзер создал скульптуры водяного паука, сома и лягушки над обрывом, а черепахи и змеи — внизу, ближе к реке. Посеянная на них трава защищает скульптуры от разрушения.


«Поле молний» Уолтер де Мариа

СПИРАЛИ РОБЕРТА СМИТСОНА

Самый яркий представитель лэнд-арта Роберт Смитсон (1938-1973) был большим поклонником научной фантастики. В 1968 году он написал эссе A Sedimentation of the Mind: Earth Projects (англ. Выпадение разума в осадок: Земляные проекты), которое стало мощным толчком к развитию лэнд-арта как вида искусства. Примерно с этого времени он начинает заниматься сооружением ландшафтных структур и произведений.

Разорванный круг, Эммен, Нидерланды

Спиральный холм, Эммен, Нидерланды


Спиральная пристань, Юта, США

Спиральная пристань создана в 1970 году и считается шедевром и культовым произведением лэнд-арта. Работа была проделана на берегу Большого Соленого озера в штате Юта.
Роберт Смитсон погиб в 1973 году в авиакатастрофе в Техасе. Но его искусство было предметом крупных выставок в Европе и США.
Это гигантская катушка около 450 метров в длину и 5 метров в ширину, с использованием земли, колотого черного базальта и кристаллов соли. Тогда уровень воды в озере был на историческом минимуме, но с течением десятилетий он поднялся, и теперь спираль под водой, почти потеряна из виду.
Однако, для любителей призрак со временем становится все более заманчивым. В середине 1990-х годов британский художник Taцита Дин отправилась с другом в путешествие в штат Юта на поиски пристани. В конечном итоге, поездка привела пару к обнаружению прилегающих к работе Смитсона деталей, но с берега нечего было смотреть, кроме обширного пространства спокойной воды…

JG (Tacita Dean, 2013).
ГРИЗДАЙЛЬСКИЙ ЛЕС

В Англии с 1977 года в Гриздайльском лесу в Камбрии, под опекой общества «Театр в лесу», Общества Северных Искусств (Northern Arts) и Лесничества (Forestry Commission) существует Парк скульптуры Гриздейлского массива. Здесь, на 9 тысячах акрах «художественно возделанного леса», множество работ, созданных художниками лэнд-арта со всего мира. Первым художником в лесу стал Ричард Хэррис.
Ричард Хэррис. Каменоломня (Quarry Structure)
Ричард Хэррис. Полая ель (Hollow Spruce)
Дэвид Нэш. Бегущий стол / Running Table
Салли Мэтьюз. «Кабанья вырубка» (Кабанья поляна)
Еще в средние века Гриздайль славился вепрями, и потому именно их решила художница сделать предметом своего искусства
Патрисия Лейтон. Композиция «Vigil»
Пространственно-ориентированная композиция создана в 1986 году. Название, которое можно перевести как «дежурство», «вахта» или «непрерывное наблюдение», напоминает о другой, более ранней работе Патрисии Лейтон, «Wake», созданной художницей в 1983-1984 годах в Калифорнии.
Похожая инсталляция была установлена в лесу близ Вудсайда.
Три фигуры должны были напоминать часовых, от заката до восхода охраняющих заповедные рощи. Возможно, работы содержали и экологическую составляющую, ведь «vigil» – это и заупокойная молитва, звучащая в мире, где ежегодно вырубается (по разным данным) от 10 до 20 миллионов га леса.
Черный купол. Лес Дина, Глостершир, Англия / Black Dome, Forest of Dean
Ладьи Огня и Воды, Лес Дина, Глостершир, Англия / Fire and Water Boats, Forest of Dean
Зеркальная вырубка. Йоаким Каминский и Мария Полл
Летом 2011 года художники Йоаким Каминский и Мария Полл посетили лесной массив в одной из исторических провинций Швеции – Медельпад, взяв с собой 15 метров зеркальной ткани.
Они предприняли попытку создать инсталляцию, отображающую размышления художников о жизненном цикле растений соснового леса, ведь «clear-cut» на языке лесорубов означает проведение сплошной вырубки.
«90% процентов леса в Швеции используется исключительно для лесозаготовок», — утверждают Йоаким и Мария.
Как сказал самый известным представитель лэнд-арта в России, художник Николай Полисский: «Сейчас на Западе лэнд-арт за редким исключением выродился в дизайн — сугубо прикладное утилитарно-функциональное занятие. А мы сосредоточены на художественных обобщениях. Сейчас, чтобы продолжать заниматься собственно лэнд-артом, нужно иметь какую-то внутреннюю мотивацию…»
Естественно, чтобы работать в этом виде искусства, надо быть большим энтузиастом. Ведь некоторые произведения лэнд-арта настолько грандиозны, что требуют затрат неимоверных сил, времени и материалов, а увидеть их целиком можно только с высоты птичьего полета.
Кроме того, отличительной чертой этих произведений является их недолговечность и трансформация под воздействием природных сил. Некоторые держатся какое-то время, зарастают травой, мхом, другие смываются прибоем или дождем, третьи разметаются ветром.
Давайте просто полюбуемся на все разнообразие и красоту поизведений лэнд-арта.

На фото ниже хорошо видно, как время и естественное влияние природы меняет облик произведения лэнд-арта:
И еще — несколько восхитительных инсталляций на тему красавицы-осени

Если вас заинтересовала тема и вы хотите подробнее ознакомиться с работами, зайдите на Overgrass , материалами которого я частично воспользовалась. Рекомендую также посмотреть очень интересные статьи:
Искусство под открытым небом — путешествие к кратеру вулкана.
Агнес Денес: Пшеничное поле — противостояние — настоящий подвиг художника: золото пшеницы против темных, тогда еще целых, башен Всемирного торгового центра Нью-Йорка, с едва заметной вдали Статуей Свободы.
Лэнд-арт: увидеть мир сквозь призму искусства Земли — обзор направлений лэнд-арта.
8 Незабываемых примеров лэнд-арта — уникальные фото.
Спасибо за внимание.
Леда Аветис

Leda Avetis

Украшения для сада своими руками: фото оригинальных арт-объектов

Необычные поделки для приусадебного участка могут украсить его и стать местной достопримечательностью. В подборке — фото арт-объектов, сделанных для сада своими руками.

Для изготовления садовых скульптур используют любые ненужные вещи и материалы. Цветники можно смастерить из старого велосипеда и тележки.

Симпатичных сов несложно сплести из ивовых прутьев.

Для изготовления подобной фигуры понадобятся битая плитка или посуда.

Для осьминога нужны также и яркие шланги.

Садовые фигуры делают и на основе проволочного каркаса. Он закрывается вьющимися растениями и цветами.

Даже из старой лопаты и молотка можно сделать украшение для сада.

Самые разнообразные арт-объекты получаются из пластиковых бутылок.

Пригодятся для декора территории и старые покрышки.

Милого человечка можно сделать из цветочных горшков.

Любой пень или камень — отличная основа для оригинального арт-объекта.

Ярко и необычно смотрятся деревья с вязаным чехлом, который также служит защитой от грызунов.

С помощью различных фигурок, декоративных камешков получается интересная грядка.

Креативные шедевры сделать, как правило, несложно. Замечательно, если к этому увлекательному занятию подключатся и дети.

Ленд арт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *