Наталья Борисова: Задача профессионала – не обезличить ландшафт, а сохранить его индивидуальность, подчеркнуть особенности

Наталья Борисова – ландшафтный архитектор, Член Международной Ассоциации «Союз Дизайнеров», мастер японской школы СОГЭЦУ, участник и лауреат профессиональных конкурсов.

М.Д.: РАССКАЖИТЕ О СЕБЕ И О ВАШЕМ ПУТИ В ЛАНДШАФТНОМ ДИЗАЙНЕ

Н.Б.: В ландшафтное проектирование я пришла не сразу. Мои родители – врачи, и после школы я продолжила семейную традицию, но когда появилась возможность купить участок, сразу же пошла на курсы ландшафтного дизайна.

По мере погружения в мир ландшафтной архитектуры и дизайна стало понятно, что это затягивает, это мое, и было принято решение получить второе образование в Высшей школе ландшафтной архитектуры и дизайна ВШЛАиД при Московском архитектурном институте (государственной академии) МАрхИ. Уже на первом курсе ВШЛАиД начала работать ландшафтным дизайнером, а потом были ежегодные курсы повышения квалификации.

В 2009 году мы вместе с мужем, Евгением Корнеевым, создали ландшафтную мастерскую NB-GARDEN, а в 2014 поступила в магистратуру Московского государственного университета леса (МГУЛ) и в 2016 году защитила магистерскую диссертацию.

М.Д.: КАК ПРОХОДИТ ПРОЦЕСС РАБОТЫ НАД САДОМ КЛИЕНТА? КАКИЕ ВОЗНИКАЮТ СЛОЖНОСТИ? ЧЕМ ВЫ ВДОХНОВЛЯЕТЕСЬ?

Н.Б.: Перед началом проектирования мы собираем подробную информацию об участке. Во-первых, необходимы план участка с привязкой всех имеющихся строений, деревьев и коммуникаций, проекты зданий.

Для профессионального проектирования необходим топографический план с четкой фиксацией границ участка. Без топографии невозможно сделать проект вертикальной планировки участка и инженерной защиты участка от подтопления.

Во-вторых, желательно иметь план поселковых коммуникаций, в том числе трассы водоотвода, схему трассировки инженерных сетей, требования к оформлению участка со стороны поселковой администрации.

В идеале полезно познакомиться с результатами геологических и гидрогеологических исследований, особенно при решении вопросов о строительстве дренажно-ливневой системы на переувлажненных участках, участках со сложным рельефом.

При первой встрече с проектируемой территорией оценивается существующий рельеф, микроклимат, инсоляционный режим, почва, растительность, наличие биоценозов на участке, таких как лес, или луг.

Здесь нет мелочей, важно все. И прилегающие территории с открывающимися видами, которые необходимо включить в пейзажи сада, и проблемные зоны, которые желательно задекорировать, и направление ветра, возможно, придется проектировать защитные посадки растений и источники шума на участке. Задача профессионала – не обезличить ландшафт участка, а сохранить его индивидуальность, подчеркнуть особенности.

Одно дело – участок в лесу, другое – на солнечном открытом лугу, на сложном рельефе или на ровной территории.

Выбор проектного решения, материалов для мощения, подпорных стенок, малых архитектурный форм, колористки, ассортимент растений определяется образом сада, основной концепцией, которая находит отражение в эскизном проекте благоустройства участка. Во главе угла в саду всегда идея, образ. Образ задает ту самую гармонию, когда, если убрать одну линию, все рассыпается.

Существующий ландшафт, архитектура, личность заказчиков, характеры и предпочтения, история места – все это может служить бесконечным источником вдохновения для творчества.

Когда мы работаем над проектом, всегда даем название саду, в котором стараемся выразить образ, его основную идею. Иногда придумываем его сразу, иногда название приходит в процессе. Чтобы увидеть этот образ, изучаем участок и долго разговариваем с заказчиком.

М.Д.: ЗА ГОДЫ РАБОТЫ, ВЕРОЯТНО, У ВАС ВЫРАБОТАЛСЯ СВОЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ. ЕСТЬ ЛИ КАКИЕ-ЛИБО ВАШИ ЛИЧНЫЕ ФИШКИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ?

Н.Б.: Каждый сад стараемся сделать индивидуальным, не похожим на остальные, но в тоже время у нас есть собственный стиль, в широком смысле этого понятия — свой авторский почерк.

Принципы работы ландшафтной мастерской NB-GARDEN:

1. «Не навреди»

Особенно это касается лесных участков, участков с интересным рельефом. Стараемся максимально сохранить и использовать существующие растения, рельеф, интересные виды.

2. Создание концептуально единого пространства

В основе проекта должна лежать идея, основанная на ощущении «духа места».

3. Разумный прагматизм

Проект должен быть реализуем в индивидуальных технических и финансовых условиях.

4. Подбор растений под экологические условия участка

«Правильное растение в правильном месте».

5. Создание удобного и технологичного сада при дальнейшем обслуживании. Минимизация затрат по уходу за ним.

За время работы у нас сформировалась фирменная палитра, что делает сады мастерской еще более узнаваемыми. Это неяркие, естественные, дымчатые цвета холодной гаммы. Я очень люблю голубой, лиловый, серый. Иногда добавляем желтый, но тоже неяркий. Если говорить о розовой гамме, то это скорее будет холодноватый розовый, ближе к лиловому или сиреневому.

Не очень люблю краснолистные формы. В нашем климате они кажутся мрачноватыми. Растения с красными листьями хороши только весной с яркой окраской молодой листвы. А позже эти темные пятна смотрятся в саду безрадостно, особенно в тени.

Очень люблю белый. Белый хорош для тенистых участков. А поскольку мы много работаем именно с такими участками, то активно его используем.

М.Д.: РАССКАЖИТЕ О СВОИХ ЛАНДШАФТНЫХ ПУТЕШЕСТВИЯХ, ЛАНДШАФТЫ КАКИХ СТРАНЫ ВАС ПРИВЛЕКЛИ БОЛЬШЕ ВСЕГО? КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ИЗ УВИДЕННОГО ВАМИ ПРИЖИЛОСЬ БЫ В РОССИИ И ПОЧЕМУ?

Н.Б.: Считаю ландшафтные путешествия одним из важнейших элементов образования людей творческих профессий, источником идей и вдохновения. Для архитектора чрезвычайно важна насмотренность.

Очень люблю сады и парки Германии за тщательно продуманные инженерные решения, грамотные системы водоотведения, освещения, интересное мощение, прекрасные детские игровые площадки. Незабываемое ощущение оставляют японские сады. Прекрасная работа с многолетниками и злаками в садах Нидерландов.

Сады Португалии и Мадейры такие настоящие, они дышат историей. И важно не слепое копирование увиденной картинки, а осознанный выбор решения, адаптированный к нашим условиям. Евгений увлекается фотографией и во время вояжей очень много снимает. Потом мы используем эти фотографии в работе, на семинарах и лекциях.

М.Д.: СЕЗОН ДЛЯ ЛАНДШАФТНЫХ ДИЗАЙНЕРОВ В САМОМ РАЗГАРЕ. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКИЕ САДЫ СЕЙЧАС В ТРЕНДЕ?

Н.Б.: Мода в ландшафте – это не вопрос выбора цвета или формы, это вопрос использования современных материалов, технологий, новых приемов.

Сегодня востребованы сады в природном стиле, создающие ощущение естественной природы, простые и функциональные, не требующие ежедневного кропотливого ухода.

В моде сочетание эстетики и пользы. В каждом саду хозяева хотят видеть плодовые деревья, кустарники и огороды. Конечно, приятно сорвать ягоду с куста или яблоко с дерева и быть уверенным, что они не обработаны ядохимикатами.

На пике популярности все экологичное – плоды, овощи и используемые в ландшафте материалы.

М.Д.: КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К КОНКУРСАМ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ ФЕСТИВАЛЯМ ДЛЯ ЛАНДШАФТНЫХ ДИЗАЙНЕРОВ? ПРИНИМАЛИ ЛИ ВЫ УЧАСТИЕ В ПОДОБНЫХ КОНКУРСАХ? РАССКАЖИТЕ О СВОЕМ ОПЫТЕ.

Н.Б.: Наша компания – частый участник и лауреат садовых фестивалей и конкурсов. Участие в фестивалях и конкурсах – дело хлопотное, затратное в материальном и физическом смыслах. Но процесс создания дарит массу эмоций. Садовые фестивали становятся своеобразной кухней, где формируются новые тенденции, открываются новые имена. Мы стараемся ежегодно участвовать в различных конкурсах и фестивалях.

В последнее время формат нашего участия в фестивалях немного поменялся – нас стали приглашать в качестве членов жюри. Сегодня по всей стране проводятся много различных ландшафтных конкурсов, и это прекрасная возможность для специалистов попробовать свои силы и заявить о себе.

Наталья Борискова

Наталья Борискова — это уникальное явление в современной русской музыкальной культуре. Ее голосу подвластны произведения разных жанров и степени трудности, от фольклора до классики. Что бы ни исполняла певица, ее необыкновенно мощный и величавый и в то же время мягкий голос своей красотой поражает слушателей с первых же минут. Природное обаяние, открытость создают вокруг певицы особую ауру, она покоряет любую аудиторию независимо от возраста.

Наталья Борискова свято чтит лучшие традиции русского народного музыкального искусства. В народной песне для нее раскрывается душа народа, воспеваются красота родной земли и чаяния поколений.

Наталья Борискова родилась в пос. Красково Московской области. В 1974-1977 годах обучалась в Школе-студии имени Т.А. Устиновой при Госхоре имени М.Е. Пятницкого (у Заслуженного деятеля искусств Н.М. Королевой), в 1993-1998 годах обучалась в Российской академии музыки имени Гнесиных (класс профессора Н. К. Мешко). Лауреат XI-ого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване (1978), победительница Всероссийского конкурса исполнителей советской песни «Сочи-80».

В 1976-1980 годах — артистка Госхора имени Пятницкого. С 1980 года – артистка ансамбля народных инструментов «Русские узоры» Московской областной филармонии. С 1980 года по настоящее время — солистка Москонцерта. Наталья Борискова объездила с концертами множество городов России и СНГ, выступала во многих зарубежных странах. Ее сольные концерты проходили в Государственном театре Эстрады и Концертном зале имени П.И. Чайковского. Певица – частый гость у воинов российской армии и пограничников, на предприятиях атомной энергии, она выступает с благотворительными концертами перед ветеранами, в госпиталях и детских домах. В составе группы артистов под руководством Иосифа Кобзона выступала во многих горячих точках.

В год 850-летия Москвы вместе с группой деятелей российской культуры Наталья Борискова побывала во Вьетнаме, Камбодже, Китае, Лаосе, где участвовала в мероприятиях, посвященных юбилею российской столицы. Певицей выпущены диски: «Наталья Борискова. Русские песни» («Мелодия», 1998), «Наталья Борискова. Свадьба. Русские песни и обряды» (1999), Наталья Борискова «Русские календарные обрядовые праздники» (2003), «Знаю… помню…Посвящение 60-летию Великой Победы» (2005), «Где Я ЛЮБЛЮ, где отчий дом…» (русские народные песни, произведения русских и советских композиторов, 2004), «Дивный терем» (романсы, оперные арии, русские песни, произведения русских и советских композиторов, 2005).

Щедро делясь своим мастерством в концертах, Наталья Борискова также много времени посвящает работе со своими учениками.

Заслуженная артистка России (1995), обладательница медали «За ратную доблесть» (2002) и медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2010), Золотого знака Минатома (1997), Ветеран боевых действий (2009) и Ветеран труда (2012), Лучший педагог года (2008).

Свернуть

Наталья Борискова

Наталья Борискова – певица, Народная артистка России. Солистка продюсерского центра ГБУК «Москонцерт».

Окончила в Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Н. К. Мешко). Лауреат XI-ого Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване (1978), победительница Всероссийского конкурса исполнителей советской песни «Сочи-80».

В 1976-1980 годах – артистка Госхора имени Пятницкого. С 1980 года – артистка ансамбля народных инструментов «Русские узоры» Московской областной филармонии. С 1980 года по настоящее время – солистка Москонцерта. Наталья Борискова объездила с концертами множество городов России и СНГ, выступала во многих зарубежных странах. Ее сольные концерты проходили в Государственном театре Эстрады и Концертном зале имени П. И. Чайковского. В составе группы артистов под руководством Иосифа Кобзона выступала во многих горячих точках.

В год 850-летия Москвы вместе с группой деятелей российской культуры Наталья Борискова побывала во Вьетнаме, Камбодже, Китае, Лаосе, где участвовала в мероприятиях, посвященных юбилею российской столицы. Певицей выпущены диски: «Наталья Борискова. Русские песни» («Мелодия», 1998), «Наталья Борискова. Свадьба. Русские песни и обряды» (1999), Наталья Борискова «Русские календарные обрядовые праздники» (2003), «Знаю … помню … Посвящение 60-летию Великой Победы» (2005), «Где Я люблю, где отчий дом …» (русские народные песни, произведения русских и советских композиторов, 2004), «Дивный терем» (романсы, оперные арии, русские песни, произведения русских и советских композиторов, 2005).

«Золотой голос России» – таким титулом наградили русскую певицу Народную артистку РФ Наталью Борискову в Австралии. И это не все: из Эквадора она привезла звание лауреата «Фестиваля цветов и фруктов», в Перу получила Гран-при «Праздника Солнца», в Шотландии – корону «Мисс фольклорных вечеров».

Наталья Борискова – это уникальное явление в современной русской музыкальной культуре. Ее голосу подвластны произведения разных жанров и степени трудности, от фольклора до классики. Что бы ни исполняла певица, ее необыкновенно мощный и величавый и в то же время мягкий голос своей красотой поражает слушателей с первых же минут. Природное обаяние, открытость создают вокруг певицы особую ауру, она покоряет любую аудиторию независимо от возраста.

Ландшафтный архитектор, лектор, участник и член жюри российских и международных фестивалей садового искусства, выставок и конкурсов Наталья Борисова делится своими секретами, рассказывает о трендах ландшафтного дизайна в 2018 году и правильном отношении к природе.

Каждый владелец земельного участка, дачного домика или сада мечтает создать на своей территории настоящий райский уголок. Но какой он, этот идеал? В поисках ответа все рано или поздно обращаются ландшафтному дизайну и практически сразу теряются в море трендов и стилей.

Опытный специалист, магистр ландшафтной архитектуры, автор многочисленных проектов садов, руководитель Ландшафтной мастерской NB-GARDEN Наталья Борисова с радостью поможет вам в поиске гармонии.

О себе

Наталья, как давно вы занимаетесь ландшафтным дизайном? Что или кто вас вдохновляет? Есть ли у вас собственный сад?

Заниматься ландшафтным дизайном я начала в 2000 г., когда мы с мужем решили благоустраивать собственный лесной участок, и я пошла на курсы ландшафтного дизайна. И чем больше училась, тем больше понимала, что эта профессия мне безумно нравится. Но краткосрочных курсов совершенно недостаточно, даже чтобы нормально сделать свой участок.

Было принято решение получить второе образование (по первому образованию, я врач-кардиолог) и поступить в Высшую школу ландшафтной архитектуры и дизайна ВШЛАиД при Московском архитектурном институте (государственной академии) МАрхИ. Училась и работала. Потом были ежегодные курсы повышения квалификации. И магистратура в Московском государственном университете леса (МГУЛ).

Ландшафтный архитектор – это профессия, которая находится на стыке нескольких направлений и требует знаний в различных областях. С одной стороны – это проектирование, умение грамотно работать с пространством и архитектурой, понимание стилей, истории культуры и даже философии. С другой – знания о растениях, почве, агротехнике и фитопатологии. Также необходимы инженерная подготовка, понимание вертикальной планировки, устройства дренажных сетей, ливнеотводов, систем освещения, полива, водоемов, технологий строительства. Экономическая и юридическая стороны вопроса тоже важны – надо готовить сметы, отчеты, договоры, оформлять отношения с заказчиками и подрядчиками. Психологию тоже нельзя игнорировать, чтобы лучше понимать людей, с которыми приходится иметь дело.

Да и сейчас, когда я уже сама преподаю и провожу семинары, с удовольствием иду на лекции и мастер-классы, если темы интересные.

Свой участок мы, конечно, давно благоустроили. Наш сад – это кусочек лесного массива, где мы бережно сохраняем лесные растения, травы, мхи, папоротники, грибы. У нас есть небольшой водоем с карпами кои и плодовые деревья, но мы хорошо понимаем, что на нашем участке мы в гостях – в гостях у леса.

Благодаря своему участку мы приобрели бесценный опыт работы в лесных массивах, который часто используем в нашей практике.

В 2009 году мы вместе с мужем, Евгением Корнеевым, создали ландшафтную мастерскую NB-GARDEN.

Наталья Борисова и Евгений Корнеев

О трендах

Сейчас, зимой, когда наши читатели не обременены какими-то серьезными работами на своих участках, у них есть возможность подумать об оформлении своих садов в новом сезоне. Расскажите, какие тренды ландшафтного дизайна будут актуальны в 2018 году? Интересно также, какие из них сохранятся с прошлых лет, а что появится нового.

Современные направления в ландшафте формируются не одним днем или даже годом. Мода в ландшафте – это не вопрос выбора цвета или формы, это вопрос использования современных материалов, технологий, новых приемов. И у потребителя должно сформироваться современное мышление, новая эстетика восприятия природы. Сегодня в тренде авторский сад, созданный с учетом особенностей места, архитектуры, наделенный индивидуальными чертами, вызывающий эмоции.

Сумасшедший ритм жизни, нарастание экологических проблем, усталость от городской суеты, экономический кризис способствуют тому, что востребованы сады в природном стиле, создающие ощущение естественной природы, простые и функциональные, не требующие ежедневного ухода.

Малоуходные сады – это один из основных трендов в последние годы и, думаю, он сохранится и в дальнейшем. Услуги профессиональных садовников достаточно дороги, заказчики сегодня не хотят тратить деньги впустую, да и постоянное присутствие посторонних людей, поддерживающих порядок в саду, может утомлять.

Конечно, совсем без ухода не обойтись, но грамотный ландшафтный проект позволяет сделать уход более технологичным и минимизировать расходы на обслуживание сада.

На смену сложным в уходе миксбордерам и альпийским горкам пришли посадки массивами из кустарников, злаков и структурных многолетников.

В моде многофункциональность – сочетание эстетики и пользы. В каждом саду хозяева хотят видеть плодовые деревья, кустарники и огороды. Конечно, приятно сорвать ягоду с куста или яблоко с дерева и быть уверенным, что они не обработаны ядохимикатами. Использование минеральных удобрений уже не приветствуется – более экологично применять компост, который можно готовить прямо на участке из скошенной травы и других растительных остатков.

На пике популярности все экологичное – плоды, овощи и используемые в ландшафте материалы.

Западные специалисты выделяют на будущий год следующие тенденции: компактность сада, столовая на открытом воздухе, сохранение естественной среды в масштабах отдельно взятого сада; эксперименты с посадками (выращивание необычных экзотических растений), отказ от традиционных ограждений участков, замена их подходящими растениями; создание всесезонных садов (таких, которые будут красивы в любое время года). Что вы можете о них сказать? Будут ли какие-то из этих тенденций актуальны для нашей территории?

Безусловно, есть общие тренды в ландшафтном дизайне, так же, как в архитектуре, искусстве, моде. Но и особенности национального характера тоже присутствуют.

Если говорить о компактности сада, то я не стала бы называть это трендом, всегда были большие и малые сады. В Европе компактные сады традиционны. Достаточно пройти по улицам маленьких городов, к примеру, в Голландии, и вы увидите чудесные крошечные садики, которым уже не один десяток лет.

Столовая на открытом воздухе – не новое для нас явление, а в нашем дождливом климате беседка или летняя кухня давно стали чуть ли не обязательным элементом сада. Сразу вспоминаются картины Бориса Кустодиева с чаепитием в саду. Так что традиции трапезничать под открытым небом у нас с давних времен.

Эксперименты с посадками – это практически наша национальная забава, особенно учитывая, что многие садовые центры завозят экзотические для нас растения. Однако, на мой взгляд, сейчас, напротив, актуальна тенденция использования местных неприхотливых растений, не требующих сложного ухода, укрытия в зимний период. Прошла мода на цветные формы декоративных растений, крупные соцветия кричащих окрасок. В фаворе злаки, видовые формы растений, подобранные с учетом их экологических требований, устойчивые к болезням и вредителям.

Отказ от традиционных ограждений и замена их подходящими растениями – тоже тренд, не новый для Запада. Да и у нас уже во многих охраняемых поселках между соседями не ставят сплошные заборы, а высаживают живые изгороди. Мне этот прием очень нравится, но, к сожалению, в большинстве случаев высаживают живую изгородь из туи, хотя есть много других интересных растений. Мы часто используем для таких целей различные виды боярышника, который при стрижке дает плотную колючую изгородь.

Что касается, круглогодичной декоративности сада, эта задача в средней полосе всегда была чрезвычайно актуальна, учитывая наши продолжительные зимы. Грамотный ландшафтный дизайнер всегда проектирует сад с учетом всесезонной декоративности.

Вот сохранение естественной среды в масштабах отдельно взятого сада, хотя течение тоже не новое, но в России пока мало распространенное. Редкий владелец загородной недвижимости задумывается о сохранении на своем участке биоразнообразия, привлечении полезных насекомых, лягушек и птиц. Думаю, что задача ландшафтного архитектора или дизайнера – обращать внимание заказчиков на эту сторону вопроса.

Кто, по вашему мнению, задает тенденции в ландшафтном дизайне на постсоветском пространстве?

В последние годы проводится много различных садовых фестивалей, выставок, где ландшафтные архитекторы и дизайнеры могут показать свои возможности, опробовать новые идеи, обменяться опытом с коллегами. Фестивали становятся своеобразной кухней, где формируются новые тенденции. Наша компания – частый участник и лауреат садовых фестивалей и конкурсов. В прошлом году я была в составе жюри фестиваля «Сады и люди», было приятно увидеть новые имена, интересные проекты, новые растительные сочетания.

О традициях и стиле

Существуют ли в России национальные традиции ландшафтного дизайна?

Истоки русского сада идут из глубины веков, ведь история садов соизмерима с историей народа и отражает вековые национальные традиции. Несмотря на существенное европейское влияние, русский сад имеет свой неповторимый характер. В первую очередь это связано с природными и климатическими особенностями России.

Огромный масштаб природного окружения с широкими реками, заливными лугами и бескрайними лесами обязывает раскрыть природную красоту пейзажа. Достаточно суровый климат средней полосы ограничивает видовой состав используемых в ландшафтном дизайне растений и обязывает к сдержанности цветовой гаммы. В русских садах прослеживается образная трактовка родной природы, которая становится основной темой, идеей проектов. Северный, сдержанный облик отличается лиризмом и поэтичностью.

Для русских садов всегда было характерно гармоничное сочетание красоты и пользы. Эти приемы сегодня, как никогда, актуальны.

Актуально ли сейчас строгое соответствие сада определенному стилю или допускается смешение стилей?

Сейчас нет четкого разграничения современных садов по стилям и направлениям. На мой взгляд, принятое сегодня деление на регулярное и пейзажное стилевые направления довольно условно. Подчас сложно определить, к какому стилю относится сад. В нем могут одновременно присутствовать приемы, характерные для разных стилей.

Русский ландшафтный архитектор А.Т. Болотов писал: «Французские и регулярные сады выходят из моды, им начинают уже смеяться; английские же хотя в моде, но слишком трудны и неудобны к произведению в действо». Эти строки написаны в XVIII веке. Поменялись материалы, ушли вперед технологии, изменилась экономическая и экологическая ситуация, но до сих пор мы видим попытки создать подобие французских и английских садов.

Это как выйти на улицу в платье прошлого века – и неудобно, и странно, и старомодно.

Самое главное, чтобы была гармония между архитектурой, садом и окружающим пейзажем.

Как быть владельцам участков, которые выбрали для себя определенный стиль, но при этом не хотят отставать от модных веяний?

Думаю, что можно создать сад любого стилевого направления в современной интерпретации. Важно не слепое копирование красивой картинки, а создание гармоничной среды для жизни. Например, мы не можем создать полноценный японский сад в наших условиях, но создать образ восточного сада, ощущение и колорит в наших силах.

Мода изменчива, а сады остаются с хозяевами на многие годы.

О растениях и цветовой палитре

Какую роль будет играть цвет в садовом дизайне?

Если говорить о растительном наполнении, в современном саду на первый план выступают объем, фактура и текстура. А вот яркие цвета малых архитектурных форм, контрастируя с растительным наполнением, еще больше подчеркивают природный характер сада. Контраст в саду – важный элемент воздействия на эмоции человека.

Можете ли выделить популярные на текущий момент цветовые решения?

Думаю, спокойные, мягкие цвета, близкие к природным, будут на пике популярности. В моде естественность.

Какие растения будут самыми популярными в этом году?

Растения, близкие к видовым, природным формам, характерные для местности, где расположен сад, подобранные в соответствии с их экологическими требованиями. Например, для лесных участков – это растения, выдерживающие условия затенения, теневыносливые многолетники, соответствующие лесному облику участка. Для сухих участков – растения, не нуждающиеся в дополнительном поливе. И, конечно, растения, устойчивые к вредителям и болезням, не требующие сложного ухода, подвязывания, укрытия на зиму.

По-прежнему будут в моде злаки, структурные многолетники. На пике популярности сейчас растения с зонтичной формой кроны.

О модных тенденциях и безвкусице

Перечислите, пожалуйста, основные анти-тренды в ландшафтном дизайне.

  • Газон сложной формы с хаотично посаженными на нем растениями, что существенно затрудняет уход и вредит растениям.
  • Попытка создания газона в лесной зоне и, как следствие, уборка опада и нарушение лесной экосистемы.
  • Устройство сложных в уходе, пышных миксбордеров, цветников кричащих расцветок.
  • Чрезмерное увлечение растениями с необычной окраской листвы, пестролистными сортами.

Использование каких приемов будет считаться показателем плохого вкуса?

Не стала бы говорить о плохом вкусе, но есть приемы, которые, по моему мнению, не стоит тиражировать.

Из основных:

  • слишком разнообразный ассортимент растений, когда каждое представлено на участке в одном экземпляре, и сад напоминает винегрет, исключение составляет сад-коллекция, но и его можно оформить интересно;
  • использование для мульчирования цветной щепы или мраморной крошки – смотрится неестественно и малопривлекательно;
  • альпийские горки, напоминающие могильные холмики, и водопады из груды камней, прилепленные к забору.
  • «гномы» в саду – использование садовой скульптуры массового производства в дешевом исполнении.

Наталья, на ваш взгляд, стоит ли следовать модным тенденциям или все же лучше опираться на собственный вкус и внутренние ощущения?

Мода на ландшафт – понятие относительное. Но тенденции в любом искусстве не возникают на пустом месте. Это ответ на вызовы времени, и полностью игнорировать их едва ли разумно. С другой стороны, сад создается для конкретной семьи. Главное, чтобы он нравился, вызывал положительные эмоции, был функциональным, а уход за ним был бы по силам владельцам.

Что можете посоветовать тем, кто желает как-то преобразить свой участок в наступившем году?

Конечно, лучше всего обратиться к профессионалу, но если владельцы участка хотят все делать сами, то можно, например, посетить фестивали садового искусства, которые проходят по всей России, и попытаться заимствовать какие-то приемы или идеи. Авторская интерпретация с учетом особенностей участка может стать изюминкой сада. А самое главное, подбирая растения для сада, необходимо учитывать их потребности к свету, влажности, почвам. Чтобы растение хорошо выглядело и росло, оно должно быть счастливо, а значит, находиться в комфортных для него условиях.

До начала нового сезона еще есть время, и вы можете провести его с пользой, изучая тренды ландшафтного дизайна, знакомясь с мнениями специалистов и новыми идеями, а затем планируя воплощение самых интересных из них в своем саду.

Фото предоставлены ландшафтной мастерской NB-GARDEN, автор фото Евгений Корнеев.

Наталья Борисова ландшафтный дизайнер

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *