Содержание
- Как написать по английски Их дом Наш сад Моя линейка Его сестра Её брат Ваша семья
- Пейзажный парк
- Английские истоки
- Континентальные парки
- Характеристики
- Списки пейзажных парков
- См. также
- Литература
- Ссылки
- Пейзажный английский парк
- Немного садов, английской провинции и любопытной истории.
- Регулярные сады и парки Англии
Как написать по английски Их дом Наш сад Моя линейка Его сестра Её брат Ваша семья
per dog won the Pet of the Year award Iast night for saving its owner’s Iife from a terrible house fire. This is brave beagle Belle who lives with her owner Helen Law in Lenzie, Glasgow, chosen from hundreds of others as this year’s top dog! The fire broke out in the middle of the night on September 14, caused by an electrical fault. Helen was fast asleep in bed and didn’t wake up as the fire quickly spread through the house. Belle realised that she had to act quickly and hurried to help her owner. She kept barking and scratching Iike crazy at Helen’s door until she eventually woke up. Helen realized immediately that her home was on fire and hurried to safety. She was shocked when she found out what danger she was in. «I lost my home in the fire, but I’m alive and well. It’s all thanks to Belle. I’m extremely proud of her. She is very intelligent and more than a Iife saver. She’s my best friend,» said Ms Law. Вот перевод текста: Гласгоу, Шотландия Супер собака выиграла награду Питомец Года прошлой ночь за спасение жизни хозяйки из кошмарного пожара в доме. Этот храбрый бигль Белла, которая живет со своей хозяйкой Хелен Лоу в Лензе, Гласгоу, выбрана из тысячи других таких же крутых собак этого года! Огонь разгорелся в середине ночи 24 сентября из за электрического замыкания. Хелен быстро ушла спать и не просыпалась, когда пламя распространялось по дому. Белль поняла, что она должна действовать быстро и бросилась помогать хозяйке. Она продолжала лаять и скрестить как сумасшедшая в дверь Хелен пока она, наконец, не проснулась. Хелен поняла немедленно, что ее дом был в огне и побежала в безопасное место. Она была шокирована, когда обнаружила, в какой опасности она была. «Мой дом сгорел, но я жива и здорова. Это все благодаря Белле. Я очень горда ею. Она моя подруга» — сказала Мисс Лоу.
Пейзажный парк
Запрос «Английский парк» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Ландшафтный парк в Бате
Пейза́жный (англи́йский, иррегуля́рный, ландша́фтный) парк — направление в садово-парковом искусстве, сложившееся в XVIII веке в Англии на контрасте с барочным регулярным парком во «французском стиле» Ленотра.
Английские истоки
Французский и английский парк представляют собой разные грани эстетики классицизма в применении к садово-парковому искусству. Парк версальского типа своими прямолинейными дорожками и фигурными формами тщательно обрезанных кустарников подчёркивал абсолютный контроль человека над природой. Английский сад шёл дальше, утверждая наивысшую ценность того искусства, которое неотличимо от природы.
Первые мастера английского сада — палладианец Уильям Кент и садовод Чарльз Бриджмен — черпали вдохновение в пейзажах Пуссена и особенно Лоррена, представлявших идеализированные картины природной гармонии. Увлечение лорреновскими пейзажами привело к созданию ненавязчивых в своём разнообразии парков в Кларемонте и Стоурхеде. Трудами Кента самый грандиозный регулярный парк Англии, Стоу в Бакингемшире, был постепенно очищен от геометрических форм и переосмыслен как естественное продолжение окружающего пейзажа. Изначально система пейзажного парка воплощала руссоистскую идею преклонения перед природой, красотой её естественных пейзажей. Создатели таких парков стремились к постижению равновесия и гармонии, существующих в природе.
Мастера английского парка отводили большое место элементу непредсказуемости и сюрприза. Посетитель английского парка редко мог предсказать, что ждёт его за очередным поворотом аллеи. Как правило, пейзаж разнообразили живописные мостики и садовые павильоны в палладиевом стиле, навеянные архитектурными набросками Палладио и его учеников. С пейзажным парком иногда сочетались и вкрапления восточной экзотики (как, например, шинуазри Уильяма Чемберса в садах Кью) либо готические мотивы (впервые использованные Г. Уолполом в Строберри-хилле).
Наиболее востребованными продолжателями школы английского парка во второй половине XVIII века выступили Ланселот Браун и Хамфри Рептон, которые «привели в гармонию» тысячи гектаров угодий по всей Британии. Для Брауна характерно упрощение структуры парка за счёт окончательного отказа от геометрических линий аллей и партеров. В его садах открытые пространства (полянки и лужайки) открывают захватывающие перспективы и зрительно расширяют пределы парка. В садах изобилуют искусственные каналы, замаскированные под заросшие тростником речушки. Рептон более густо засаживает свои сады кустами и деревьями, организованными в группы различной плотности.
Континентальные парки
В середине XVIII века вместе с архитектурой рококо и барокко стал выходить из моды и регулярный парк. Распространению культа природной естественности более других мыслителей способствовал Жан-Жак Руссо, который одним из первых перепланировал свой сад в Эрменонвилле по английским образцам. При Людовике XVI английский парк получил уже всеобщее распространение, а его супруга Мария-Антуанетта устроила в Версале ферму с огородом, где под крестьянскую посуду был стилизован драгоценный севрский фарфор.
Наибольшее распространение на континенте английский парк получил в Германии, где одним из первых его образцов стало «парковое королевство» близ Дессау — фантазия на тему Стоу, Стоурхеда и Кларемонта. Этот обширный парк признан памятником Всемирного наследия, равно как и ещё более протяжённый парк князя Пюклера в Бад-Мускау. Другие характерные примеры пейзажных парков в Центральной и Восточной Европе — Английский парк в Мюнхене, парк Браниц в Пруссии, Лазенковский и Уяздовский парки в Варшаве, Царицынский парк в Москве, Екатерининский и Павловский парки под Петербургом и парк Монрепо в Выборге.
Характеристики
Рептон сформулировал следующие принципы построения пейзажного парка:
- Свободная планировка.
- Использование естественных ландшафтов — подчеркивание природной красоты и маскировка недостатков ландшафта.
Один из первых пейзажных парков (Стоурхед, Англия).
- При создании пейзажных композиций придавать им иллюзию естественности.
- Все элементы сада подчинять целостности.
В построении пейзажного сада приветствуется неровный рельеф — возвышенности, склоны, овраги, природные водоёмы и даже болотца. Все природные недостатки местности сглаживаются, а достоинства обыгрываются. Плоский ландшафт требуется изменить искусственно, создать водоём, насыпи или впадины, затушевывая их рукотворность.
Архитектурные сооружения в пейзажном парке второстепенны, они должны быть вписаны в пейзаж — например, с помощью растительного объёма, значительно превышающего объём сооружений. Растительностью маскируют все острые углы и вспомогательные конструкции.
Эффект пейзажного сада — впечатление, будто растения здесь уже росли, а человек нашел среди них свободное место, чтобы построить дом, или вырубил в растительном массиве площадку для жилья. Несмотря на то, что пейзажный сад вроде бы просто воссоздаёт природный пейзаж, в нём существует свой порядок, иерархия, строгий подбор растений, следуя которым, создается сад, одинаково великолепный во все времена года.
Интересно, что многие элементы английского парка стали буквально классическими в своём жанре. Так, например, в нескольких пейзажных парках мира имеются пирамиды, схожие архитектурные сооружения, а также огромную популярность получили декоративные сооружения, стилизованные под руины. Отдельно можно выделить Палладиевый мост. Он настолько впечатлил создателей парков, что его точные копии появлялись в новых парках. Сегодня эти мосты имеются в английских парках Стоу (украшенная ферма), Уилтон-хаус и в ландшафтном парке города Бат. Есть близнец этих мостов и в России, в Екатерининском парке в пригороде Санкт-Петербурга. Возможно, это не единственные копии этого легендарного моста.
Списки пейзажных парков
- См. Категория:Ландшафтные парки
Примеры пейзажных парков
![]() |
Проверить на соответствие критериям энциклопедичности. Возможно, содержание этой статьи или раздела представляет собой произвольный набор слабо связанных фактов, инструкцию, каталог или малозначимую информацию новостного характера. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения могут быть подробности. |
Великобритания
- Уилтон хаус
- Чизик хаус
- Блейс касл
- Уобёрн-Эбби
- Чатсуорт хаус
- Стоурхед
- Клермонт
- Стоу
- Стадли Роял парк
Германия
- Вёрлиц
- Ораниенбаум
- Луизиум
- Мускау
- Кромлау
- Браниц
Польша
- Лазенки
- Аркадия
Россия
- Екатерининский парк (Царское Село)
- Александровский парк (Царское Село)
- Павловский парк
- Гатчинский парк
- Парк Александрия в Петергофе
- Английский парк в Петергофе — уничтожен во время Второй Мировой войны и до сих пор не восстановлен
- Монрепо
- Царицыно
Франция
- Тет-д’ор
Чехия
- Замковый парк Велтрусы
- Культурный ландшафт Леднице-Вальтице
- Замковый парк во Влашиме
- Парк Кинского
См. также
- Садово-парковое искусство
- Памятники садово-паркового искусства
- Ландшафтная архитектура
- Регулярный парк
- Солитер (ландшафтный дизайн)
Литература
- Гарнизоненко Т. С. Справочник современного ландшафтного дизайнера. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 313 с. — (Строительство и дизайн). — ISBN 5-222-06328-3. — УДК 71(035.3)
- Доронина Н. Ландшафтный дизайн. — Фитон+, 2006. — 144 с. — ISBN 5-93457-088-9.
- Саваренская Т. Ф., Швидковский Д. О. Градостроительство Англии XVII—XVIII веков: Город и природа / Труды РААСН / Российская академия архитектуры и строительных наук. Отделение градостроительства. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 140 с. — (Теоретические основы градостроительства). — 1000 экз. — ISBN 5-8360-0403-X.
Ссылки
- Сайт журнала «The English Garden» (англ.)
- Английский ландшафтный парк (1600—1818) (англ.)
Пейзажный английский парк
Если французский регулярный стиль, лучше всего известный по Версалю, с помощью прямых дорожек и стриженых кустарников демонстрировал полный контроль человека над природой, то английский пейзажный стиль проповедовал искусство, неотличимое от природы.
Пейзажный парк обычно включает озеро, холмы, покрытые лугами, среди которых разбросаны группы деревьев и единичные постройки: храмы, готические руины, мосты и прочая живописная архитектура, вызывающая ассоциации с пасторальными ландшафтами. Со временем этот стиль распространился по всему миру, и в XIX веке большая часть общественных парков и садов создавалась под его влиянием.
Основатели стиля
Создателями пейзажного парка считаются Уильям Кент и Чарльз Бриджман. Архитектор, художник и дизайнер мебели Уильям Кент (1685–1748) прожил в Италии более десяти лет и вдохновился знаменитыми классицистическими зданиями Андреа Палладио в регионе Венето. Вернувшись в Англию, он строил виллы в палладианском стиле и проектировал сады, соответствующие этим торжественным зданиям. К его работам относится первый настоящий английский пейзажный парк в Чисвик-Хаусе, сад в Стоурхеде, который считается одной из первых работ в «живописном жанре», а самым значительным считается Роушэм-Хаус в Оксфордшире. Наиболее масштабная по площади работа — это Стоу-Хаус в Бакингемшире, который был переделан из регулярного парка в пейзажный и переосмыслен как естественное продолжение окружающего ландшафта.
Чарльз Бриджман (1690–1738) был сыном садовника и опытным садоводом, занимавшим должность королевского садовника при дворе королевы Анны. Он поддерживал и перестраивал сады в Виндзоре, Кенсингтонском дворце, Хэмптон-корте и Гайд-парке. Вместе с Кентом он работал над несколькими крупными садами, поскольку его познания в ботанике и садоводстве помогали Кенту реализовывать архитектурные фантазии.
Большой стиль
«Великая эра» английского пейзажного парка наступила чуть позже. Наиболее влиятельным дизайнером считается Ланселот Браун (1716–1783), по прозвищу Capability (талантливый, умелый, производительный).
Так его прозвали не зря — он создал около 170 садов, самые известные его работы: Петуорт в Западном Сассексе, Четсворт в Дербишире, Бовуд в Уилшире и дворец Бленхейм в Окфордшире. Браун упрощает структуру парка, полностью отказываясь от геометрических линий аллей и партеров, которые он заменяет открытыми пространствами полян и лужаек, откуда открываются перспективы, визуально расширяющие парк.
Хэмфри Рептон (1752–1818) — последний великий английский ландшафтный дизайнер XVIII века, часто называемый преемником Умелого Брауна. Рептон не любил открытые пространства, засаживал свои сады кустами и деревьями, организованными в группы разной плотности. Среди самых известных его работ — Блейс-кастл в Бристоле, Уобёрн-Эбби в Бедфордшире и Стоунли-Эбби в Уорвикшире.
Особенности стиля
Рептон сформулировал основной принцип построения пейзажного парка: свободная планировка с использованием естественных ландшафтов, за счет которой подчеркиваются природные красоты и маскируются ландшафтные недостатки. При создании пейзажных композиций необходимо добиваться иллюзии естественности, а все элементы сада подчинять общему замыслу. В саду желателен неровный рельеф с холмами, оврагами, водоемами и болотами. Плоский ландшафт изменяется искусственно, на нем создаются озера, холмы, впадины, при этом всячески скрывается их рукотворность.
Главная задача при создании сада — добиться впечатления давно сложившегося щемяще красивого природного ландшафта. Несмотря на кажущуюся естественность, в английском пейзажном парке соблюдается строгая иерархия посадок и тщательно подбираются растения, благодаря чему сад красив во все времена года.
Строения в английском парке второстепенны, они вписываются в пейзаж, но ни в коем случае не доминируют. Например, павильон выглядывает из зарослей деревьев, которые значительно превышают его объем, мост органически вырастает из понижений рельефа, руины всегда обвиты плющом…
В пейзажном парке необходима непредсказуемость и за каждым новым поворотом аллеи или зарослью кустов и деревьев посетителя может ждать сюрприз: поляна с завораживающим видом, мост, павильон в палладианском стиле или садовая руина. В англо-китайских садах были павильоны шинуазри (в буквальном переводе с французского — «китайщина»), так, например, появилась пагода в садах Кью Уильяма Чемберса. Нередко в парке строились павильоны в разных стилях.
С острова на континент
Популяризатором пейзажного парка стал Жан-Жак Руссо, который перепланировал свой сад в Эрменонвилле по английским образцам. Прижились парки в Германии, где близ Дессау и Бад-Мускау появились сады, не уступающие английским образцам.
Не отставала и Россия: под Петербургом есть изумительные образцы пейзажных парков: Екатерининский, Павловский и Гатчинский, а также Монрепо в Выборге.
Немного садов, английской провинции и любопытной истории.
Итак, Coombe Keynes.
— «Coombe» означает ‘место в долине’.
— «Keynes — Кейнс» — Английская фамилия — которой принадлежали различные поместья, корни которой аж в двенадцатом веке.
Об этом поведал Джон Мейнард Кейнс.
Работая в библиотеке в Итоне в шестнадцать лет, Кейнс построил генеалогическое древо Кейнсов, начиная с первого своего предка на территории Англии, прибывшего с Вильгельмом Завоевателем — Ульямома де Кааня, вассала герцога Роберта Мортэна, брата герцога Уильяма (Вильгельма) Нормандского.
И вот здесь минуточку внимания.
В октябре 1918 года Кейнс (да-да! он самый — Джон Мейнард Кейнс!) встретил русскую балерину дягилевской антрепризы Лидию Лопухову на первых послевоенных сезонах в Лондоне, в 1921 году Кейнс влюбился в Лидию, когда она танцевала в дягилевской постановке «Спящей красавицы» Чайковского в лондонском театре Альгамбра.
4 августа 1925 года они поженились.
Ну а дальнейшее любопытные могут найти в интернете.
А чтобы подогреть ваш интерес я оброню:
— Родившись в семье профессора Кембриджского университета, Мейнард Кейнс был продуктом кембриджской цивилизации в самом её расцвете.
Так у Джона Кейнса были любовные отношения с Дунканом Грантом… который впоследствии жил с Ванессой Белл, которая была… сестрой английской писательницы Вирджинии Вулф.
Группа Блумсбери… ну и так далее.
Регулярные сады и парки Англии
Влияние садового искусства Франции на Англию было чрезвычайно велико, потому что садоводство там являлось излюбленным делом.
Природные условия Англииразнообразны. Она расположена на Британских островах. На западе и севере преобладает горный рельеф. На юго-востоке и в центре – холмистые равнины.
Климат умеренный, океанический, влажный. Осенью и зимой частые туманы, придающие садам и паркам особенную романтичность. В стране много зелени. Основными растениями считаются: кедр, липа, можжевельник.
Основной тип объектов садово-паркового искусствав Англии – парк при поместье.
Для садово-паркового искусства Англии первой половины 18 в. характерны следующие черты и приемы:
— продолжение старых традиций – подстрижка деревьев и кустарников (стены, арки из зелени);
Рисунок 9 – Версаль. Схема генерального плана (автор А. Ленотр, архитекторы: Л. Лево, Ш. Лебрен, А. Мансар. 1660-1700 гг.)
— использовался широко прием боулингрина, позаимствованный у французов;
— пруды помещались ниже окружающей плоскости и нередко окружались стрижеными палисадами. Изредка эти пруды достигали больших размеров и украшались фонтанами;
— создание уютных мест отдыха, замыкаемых выстриженными беседками или стенами.
В голландских садах, небольших по размерам и распланированных строго симметрично (рисунок 10), в шахматном порядке, было распространено цветочное оформление в виде причудливо устроенных клумб и цветников. Кроме того, особенностью этих садов было также большое количество каналов, которых в некоторых голландских садах было иногда больше, чем дорожек.
Рисунок 10 – Сад в Голландии
Сады и парки Германии
Германское садово-парковое искусство оказалось тоже под влиянием Версаля и желания «превзойти соседних властвующих князей». Владельцы разных княжеств «соревновались» между собой в блистательности своих резиденций. В Германии стремились к пышности, и потому развивалось «бешеное» рококо. Красота масс в архитектуре Германии почти всегда прикрыта обилием украшений. Планы зданий там очень сложны, колокольням или куполам приданы затейливые формы, балконы поддерживались «извитыми кариатидами», а рису-
нок орнаментов асимметричен.
Природные условия Германии.Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. К югу от Берлина преобладают невысокие горы.
Основными типами объектовсадово-паркового искусстваГермании были:
— городские дворцово-парковые ансамбли;
— городские сады;
— загородные дворцово-парковые комплексы.
Основные особенности германо-австрийских садов и парков:
— дворцы были небольшими, а представительность и размах достигались созданием крупных садов и парков;
— композиция парков являлась выразительной, но простой;
— парки были в форме правильного прямоугольника с одноосевой системой;
— значительную роль в парках играли водоемы – плоские зеркальные бассейны и каналы.
Китайские сады и парки
Понимание природы в ландшафтном искусстве Китая оказало влияние на развитие пейзажного парка в Европе.
Паркостроение Китая своими корнями уходит в глубокую древность (в 12 в. до н. э.), т. е. во времена расцвета ассирийских городов.
Природно-климатические условия Китая. Китай – «страна гор». Климат на западе континентальный, а на востоке – муссонный. Пейзажи очень разнообразны в связи с чередованиями возвышенностей и низин.
Растительность.Ассортимент растений чрезвычайно богат: различные виды сосен, можжевельников, кленов, дуб китайский, ива, кедр, груша, вишня. Много красивоцветущей флоры – камелии, азалии, рододендроны.
В стране насчитывают 6 типов садов:
— при императорских дворцах;
— при императорских гробницах;
— при храмах;
— сады естественных пейзажей;
— домашние сады;
— сады ученых, или литературные.
Все сады наделены глубоким символизмом, являются отражением религиозных учений. Наиболее древними считаются сады при императорских дворцах, которые, порой занимали огромные пространства.
Характеристика китайского парка. В центре сада располагали главный павильон с библиотекой для отдыха и чтения. Около него был глубокий водоем, образуемый ручьями, текущими с востока. Из этого бассейна вода растекалась в пяти направлениях, что сверху напоминало пять когтей леопарда. В пруду плавали лебеди. На краю каскада, впадающего в пруд, высилась крутая скала, вершина которой изгибалась, подобно спине слона, и нависала над водой. Наверху был легкий павильон. В нем отдыхали и наблюдали восход солнца. Отдельные рукава ручьев огибали острова, часто сливались, создавая зеркала воды, и, наконец, попадали в лабиринты между скалами, где превращались в бурные каскады. Всюду в саду были разбросаны павильоны и искусственные холмы, соединенные мостами. На лужайках росли душистые цветы, целебные травы и декоративные кустарники. Вокруг амфитеатром высились скалы.
Самым главным для садово-паркового искусства Китая являлось то, что парк непосредственно сливался с окружающим ландшафтом и как бы постепенно вырастал из него, незаметно теряясь в нем (рисунок 11). Пейзажи садов и парков Китая делились на три основных вида:
— устрашающий;
— смеющийся;
— идеалистический, или романтический.
Устрашающий пейзаж создавался путем устройства искусственных холмов и утесов, нависающих над головой. Был слышен шум подземной реки, а вырванное с корнем дерево преграждало бурный поток. Устрашающий пейзаж сменялся смеющимся. За поворотом дороги темные ели и туи, закрывающие солнце, расступались и открывали большую поляну, украшенную цветами. В любое время года здесь цвели какие-нибудь растения. От этого казалось, что весна как будто не покидает долину. Светлый и жизнерадостный пейзаж переполнялся контрастами. Третий тип пейзажей – романтический – навевал легкую грусть. Основой данного пейзажа могли быть «островок с хижиной рыбака или ажурная пагода на скале, выгнутый мост и ветви плакучей ивы, склоненные к воде».
Китайские зодчие умело использовали законы воздушной перспективы, эффекты, композиционные приемы.
Идеологическая основа садово-паркового искусства — религиозные верования китайского народа, связанные с одухотворением явлений природы (конфуцианство и даосизм).
Рисунок 11 – Древнекитайский сад
Парковая композиция Китая строится с применением следующих принципов:
— «инь» – действовать в зависимости от местных условий;
— «цзе» – максимально использовать окружающую природу;
— определять главное и второстепенное;
— применять контраст;
— в малом добиваться большого эффекта;
— стремиться к достижению гармонии пропорций и последовательному раскрытию видов;
— учитывать фактор времени при восприятии пейзажа.
Используется прием соединения различных парковых комплексов при помощи проемов в каменных стенах, так называемых проникающих окон(рисунок 12). Такие проемы иногда оформлялись по контуру и становились рамкой для пейзажа.
Рисунок 12 – Арка «лунные ворота»
Философия китайского сада лучше всего воплощена в «садах ученых»,или «литературных садах».
Характерные особенности садово-паркового искусства Китая:
— активное использование камня;
— обилие водных поверхностей;
— большое количество и продуманное размещение малых архитектурных форм;
— тщательный подбор декоративной растительности для создания определенного, заранее продуманного пейзажа;
— создание садов путем совершенствования, эстетической доработки красивых уголков живой природы;
— подчеркивание наиболее выразительных точек зрения на пейзаже специальными проемами – «проникающими окнами», беседками, воротами;
— включение симметричных групп зданий с осевым построением и обычно с внутренними дворами.
Сады и парки Японии
История садово-паркового искусства Японии насчитывает тридцать столетий.
Парк или сад предназначался для уединения, раздумий, тихого созерцания природной красоты, воплощенной в садовой композиции. Достижение безмятежного настроения у человека было главной целью японского ландшафта.
В японском саду нет скульптуры, ее роль играют скалы и камни. Доминанты – каменные фонари, мосты, мощение из плит. Широко используется теория контрастов, берущая свое начало с 13 в. В жизни существует контраст двух сил – активной и пассивной. Высокий камень – господствующее, активное начало, камень лежащий – пассивное. И они должны быть противопоставлены. Скажем, по теории контрастов высокий фонарь непременно ставится около низкого развесистого дерева.
В Японии существовали в основном четыре типа садов:
— императорские;
— сады при монастырях;
— миниатюрные садики при жилых домах;
— сады чайных церемоний.
Лучшим примером символического сада стал «Сад камней» при монастырском храме Реандзи в Киото площадью 218,8 м2, замкнутый с трех сторон невысокой каменной стеной. На четырехугольной площадке асимметрично расположены 15 камней различной формы. Они находятся на «полотне» из гравия по пять групп из двух-трех камней разных конфигураций.
Главными характерными чертами садово-паркового искусства Японии являются:
— символизм;
— использование мотивов, подсказанных природой;
— включение в композицию озер и потоков, камней;
— подстрижка деревьев;
— мягкость общего тона;
— введение на небольших территориях карликовых деревьев – бонсай (рисунок 13);
— составление и украшение интерьеров: икебана – «сохранение цветов во второй жизни» – искусство составления композиций из сухих растений;
— широкое применение национальных традиций, в частности таких, как чайная церемония;
— создание сада как воспроизведение живой природы в заданных и заранее обусловленных масштабах;
— формирование сада вокруг компактной симметричной группы зданий.
1.3 Важнейшие этапы развития садово-паркового искусства по странам: Италия, Франция, Германия, Голландия, Китай, Япония. Особенности садово-парковых композиций этих стран
На смену мрачному и суровому Средневековью пришла эпоха Возрождения, или Ренессанса.
Возрождение связано с возвращением к античным образам, развитием производительных сил и производственных отношений, стремлением человека освободиться от подавляющего гнета церкви, созданием новых великолепных городских ансамблей, общественных сооружений, возведением дворцов и храмов.
Эпоха Ренессанса существовала недолго, лишь 200 лет, и включает три периода: 1) раннее Возрождение (14–15 вв.); 2) высокое Возрождение (вторая половина 15 в.); 3) позднее Возрождение (16 в.). Каждый период характеризуется своими чертами.
Природные условия Италии. Климат мягкий средиземноморский с обилием воды, с преобладанием горных потоков, живописных рельефов.
Растительность. В аллеях росли платаны и дубы, в качестве акцентов использовались кипарисы. Использовались листопадные породы: тополь, каштан, ильм, маслины. Для создания зеленых стен применялась флора, сохраняющая форму после стрижки: самшит, мирт, лавр, тис, туя западная.
В декоративных кадках выращивали цитрусовые. Для пергол применяли вьющиеся розы, плющи, виноград.
Цветочный декор был сдержанным, и в то же время в ассортименте встречаются многочисленные виды луковичных, ирисы, лилии, гвоздики, фиалки, розы и др. Партеры оформлялись цветниками и арабесками из стриженого буксуса, украшались скульптурами и фонтанами. На партерах устраивались перголы, трельяжи и беседки.
Строительный материал – мрамор, туф, травертин.
В проектировании и строительстве ряда садов участвовали видные зодчие страны: Палладио, Виньолу, Джакомо делла Порта, Браманте, Альберти, Брунеллески, Микеланджело, Леонардо да Винчи, художник Рафаэль. Они изобрели много новых художественных приемов.
Например, амфитеатр – высокая стена, замыкающая часть сада. Она богато оформлялась нишами со скульптурой, стенными фонтанами, с венчающей балюстрадой и пластическим декором. В плане это полукружие. Вогнутое полукружие углубляет перспективу, а также разнообразит игру светотеней.
Архитектурно-планировочное решение итальянских садов — регулярное, террасированное и расположенное на склоне холма. Подпорные стены, лестницы, боскеты, фонтаны, расположены вдоль одной или нескольких композиционных осей и сменяются в строгой последовательности. Они рассчитаны на создание разнообразных эффектов.
Основным типом сада в Италии эпохи Ренессанса является сад при вилле (рисунок 5), планировка которого формировалась следующим образом:
— сад размещался на террасированном склоне. Дом был планировочным акцентом, на него (акцент) ориентирована главная композиционная ось;
— осевое построение – главная особенность сада. Продольная ось проходила поперек террас. Поперечные оси направлены перпендикулярно ей. Основными композиционными узлами являются: дом, партер, фонтаны и другие архитектурные сооружения. Эти объекты могли находиться на пересечении осей или завершать их;
— насаждения в боскетах занимали основную часть сада;
— рельеф служил основополагающим в организации партеров. Они размещались по главной оси, либо перед домом, либо у подножия склона. Римский сад-ксист нашел отражение в итальянских партерах и явился продолжением дома;
— амфитеатр или свободно растущие группы деревьев замыкали плоскую часть сада;
— появился новый элемент – изолированный участок или небольшой сад для отдыха, получивший название «секретный сад»,
Рисунок 5 – Перспектива садов д’Эсте с птичьего полета (фото с гравюры)
— целостное решение каждого композиционного узла;
— использование лоджий как видовых точек и постепенного перехода от закрытого пространства виллы к открытому пространству сада;
— сдержанная монументальность, последовательность и уравновешенность сада;
— органичная и богатая обработка рельефа, воды, малых архитектурных форм;
— учет световых и цветовых эффектов;
— продуманность пропорций (например, соотношений малых архитектурных форм и их фона, ширины аллей и высоты деревьев и т. п.).
В целом, облик сада – «театрализованная декорация». С открытием прямой перспективы стали организовываться сады таким образом: ближе к зрителю «актеры» окружали архитектурные объекты и множество скульптур, а на заднем плане – вид прекрасной местности, куда невозможно попасть, но можно созерцать ее.
В композиции итальянских садов эпохи барокко, утвердившейся в 80-е годы 16 в. и ставшей искусством разбогатевшей буржуазии, появляется новый элемент – лучевые, или радиальные, аллеи, тогда как в виллах эпохи Возрождения принимались только квадратные членения территории.
Основные принципы построения композиции регулярного сада барокко:
— нарочитая усложненность архитектурно-пространственных решений;
— неожиданность эффектов;
— утонченный эстетизм;
— декоративно-стилизаторская деформация проемов и форм;
— свобода в формообразовании;
— развитие композиции в глубину;
— использование контрастов светотени, стриженой зелени и рядовых посадок кипарисов для создания зеленых театров и размещения скульптур;
— украшение партера сложными узорами и арабесками;
— применение приемов живописного оформления фонтанов и каскадов, добиваясь своеобразного синтеза различных видов искусства;
— создание нового типа сада по функции и по композиционно-планировочным параметрам – ботанический сад.
В целом итальянские сады эпохи Возрождения и барокко оказали значительное влияние на развитие ландшафтного искусства всей Европы, а в первую очередь – Франции.
Возрождение и барокко во Франции охватывают период со второй половины 15 в. до начала 18 в.
Итальянский Ренессанс сильно повлиял па французов во время военных походов в Италию. Он отразился на французском садово-парковом строительстве.
Природные и растительные условия. В ландшафте Франции преобладают равнинные местности со спокойным течением рек, что исключает создание террасных садов и шумовых водных устройств. Климат более прохладный, чем в Италии. Ровный рельеф покрыт обширными лесными массивами с преобладанием лиственной флоры – граба, бука, дуба, вяза, каштана, липы, ясеня. Широко культивировались фиалки, гвоздики, лилии, ирисы, розы и др.
В садах появляется новый элемент берсо – крытый каркас из дерева или металла, возводимый над дорогой (рисунок 6). Разрастаясь, растения образовывали сплошной зеленый тоннель. Сады украшались цветниками, которые в 17 в. превратились в роскошные кружевные партеры – бродери (рисунок 6). Где, помимо цветов, вводились травы, стриженый буксус, а также «мертвый» материал – уголь, толченый кирпич, песок и пр.
Замки строились в основном вблизи рек и всегда окружались со всех сторон рвом с водой. Рвы имели четкие геометрические контуры и часто соединялись каналами с рекой. Это очень важно, т. к. в дальнейшем канал становится традиционным элементом садово-парковой композиции Франции.
Для красочности и оживления в садах содержали павлинов.
Чтобы уберечь цветники от птиц, по периметру устанавливалась невысокая стенка или палисад. Высота ограждения устанавливается на высоту локтя человека. Эта, казалось бы, маловажная деталь очень существенна и ложится в основу развития следующего понятия: лучшая точка восприятия цветника или партера.
Зодчие использовали малейшие перепады рельефа для обогащения композиции. Это привело к появлению таких устройств как боуленгрин и вертюгаден. Боуленгрин – партер с простым рисунком, располагался вдали от построек и был опущен ниже окружающих дорожек. Вертюгаден – это своеобразный итальянский «амфитеатр», представляющий собой полукруглое завершение композиционной оси из живой изгороди, куда подводила система невысоких террас, верхняя из которых украшалась растениями в кадках (рисунок 8).
Рисунок 8 – Садовый театр (вертюгаден)
Объекты садово-паркового искусства Франции 16–17 вв. были четырех типов:
— обширные парки охотничьих замков и дворцов;
— небольшие сады около домов;
— широкие бульвары;
— ботанические сады.
Основные черты французского классицистического парка (на примере Версаля):
— наличие больших пространств и раскрытие далеких перспектив;
— размещение на плоском рельефе;
— симметричность композиции по отношению к центральной оси (рисунок 9);
— индивидуальность отдельного дерева теряется в массиве;
— использование топиарного искусства: зеленые стены коридоров, беседок, залов и кабинетов, шаров, кубов, пирамид;
— применение трельяжных конструкций (беседок, арок, оград);
— интенсивное обводнение, в котором каналы и плоские водоемы имеют характер зеркал, расположены на одном уровне с поверхностью земли и отделены лишь небольшим бордюром;
— центральную часть сада составляет партер, который обрамлен стрижеными стенами боскетов; использование партеров-вышивок или «вырезного» газона с редким включением натуральных цветников;
— умеренность в применении скульптуры, в отличие от садов Ренессанса и барокко;
— основным украшением служила парковая аллея из 2 или 4 рядов деревьев, открывавшая далекие перспективы на окружающую местность.
Регулярные сады и парки Англии
Влияние садового искусства Франции на Англию было чрезвычайно велико, потому что садоводство там являлось излюбленным делом.
Природные условия Англии разнообразны. Она расположена на Британских островах. На западе и севере преобладает горный рельеф. На юго-востоке и в центре – холмистые равнины.
Климат умеренный, океанический, влажный. Осенью и зимой частые туманы, придающие садам и паркам особенную романтичность. В стране много зелени. Основными растениями считаются: кедр, липа, можжевельник.
Основной тип объектов садово-паркового искусства в Англии – парк при поместье.
Для садово-паркового искусства Англии первой половины 18 в. характерны следующие черты и приемы:
продолжение старых традиций – подстрижка деревьев и кустарников (стены, арки из зелени);
Рисунок 9 – Версаль. Схема генерального плана (автор А. Ленотр, архитекторы: Л. Лево, Ш. Лебрен, А. Мансар. 1660-1700 гг.)
— использовался широко прием боулингрина, позаимствованный у французов;
— пруды помещались ниже окружающей плоскости и нередко окружались стрижеными палисадами. Изредка эти пруды достигали больших размеров и украшались фонтанами;
— создание уютных мест отдыха, замыкаемых выстриженными беседками или стенами.
В голландских садах, небольших по размерам и распланированных строго симметрично (рисунок 10), в шахматном порядке, было распространено цветочное оформление в виде причудливо устроенных клумб и цветников. Кроме того, особенностью этих садов было также большое количество каналов, которых в некоторых голландских садах было иногда больше, чем дорожек.
Рисунок 10 – Сад в Голландии
Сады и парки Германии
Германское садово-парковое искусство оказалось тоже под влиянием Версаля и желания «превзойти соседних властвующих князей». Владельцы разных княжеств «соревновались» между собой в блистательности своих резиденций. В Германии стремились к пышности, и потому развивалось «бешеное» рококо. Красота масс в архитектуре Германии почти всегда прикрыта обилием украшений. Планы зданий там очень сложны, колокольням или куполам приданы затейливые формы, балконы поддерживались «извитыми кариатидами», а рису-
нок орнаментов асимметричен.
Природные условия Германии. Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. К югу от Берлина преобладают невысокие горы.
Основными типами объектов садово-паркового искусства Германии были:
— городские дворцово-парковые ансамбли;
— городские сады;
— загородные дворцово-парковые комплексы.
Основные особенности германо-австрийских садов и парков:
— дворцы были небольшими, а представительность и размах достигались созданием крупных садов и парков;
— композиция парков являлась выразительной, но простой;
— парки были в форме правильного прямоугольника с одноосевой системой;
— значительную роль в парках играли водоемы – плоские зеркальные бассейны и каналы.
Китайские сады и парки
Понимание природы в ландшафтном искусстве Китая оказало влияние на развитие пейзажного парка в Европе.
Паркостроение Китая своими корнями уходит в глубокую древность (в 12 в. до н. э.), т. е. во времена расцвета ассирийских городов.
Природно-климатические условия Китая. Китай – «страна гор». Климат на западе континентальный, а на востоке – муссонный. Пейзажи очень разнообразны в связи с чередованиями возвышенностей и низин.
Растительность. Ассортимент растений чрезвычайно богат: различные виды сосен, можжевельников, кленов, дуб китайский, ива, кедр, груша, вишня. Много красивоцветущей флоры – камелии, азалии, рододендроны.
В стране насчитывают 6 типов садов:
— при императорских дворцах;
— при императорских гробницах;
— при храмах;
— сады естественных пейзажей;
— домашние сады;
— сады ученых, или литературные.
Все сады наделены глубоким символизмом, являются отражением религиозных учений. Наиболее древними считаются сады при императорских дворцах, которые, порой занимали огромные пространства.
Характеристика китайского парка. В центре сада располагали главный павильон с библиотекой для отдыха и чтения. Около него был глубокий водоем, образуемый ручьями, текущими с востока. Из этого бассейна вода растекалась в пяти направлениях, что сверху напоминало пять когтей леопарда. В пруду плавали лебеди. На краю каскада, впадающего в пруд, высилась крутая скала, вершина которой изгибалась, подобно спине слона, и нависала над водой. Наверху был легкий павильон. В нем отдыхали и наблюдали восход солнца. Отдельные рукава ручьев огибали острова, часто сливались, создавая зеркала воды, и, наконец, попадали в лабиринты между скалами, где превращались в бурные каскады. Всюду в саду были разбросаны павильоны и искусственные холмы, соединенные мостами. На лужайках росли душистые цветы, целебные травы и декоративные кустарники. Вокруг амфитеатром высились скалы.
Самым главным для садово-паркового искусства Китая являлось то, что парк непосредственно сливался с окружающим ландшафтом и как бы постепенно вырастал из него, незаметно теряясь в нем (рисунок 11). Пейзажи садов и парков Китая делились на три основных вида:
— устрашающий;
— смеющийся;
— идеалистический, или романтический.
Устрашающий пейзаж создавался путем устройства искусственных холмов и утесов, нависающих над головой. Был слышен шум подземной реки, а вырванное с корнем дерево преграждало бурный поток. Устрашающий пейзаж сменялся смеющимся. За поворотом дороги темные ели и туи, закрывающие солнце, расступались и открывали большую поляну, украшенную цветами. В любое время года здесь цвели какие-нибудь растения. От этого казалось, что весна как будто не покидает долину. Светлый и жизнерадостный пейзаж переполнялся контрастами. Третий тип пейзажей – романтический – навевал легкую грусть. Основой данного пейзажа могли быть «островок с хижиной рыбака или ажурная пагода на скале, выгнутый мост и ветви плакучей ивы, склоненные к воде».
Китайские зодчие умело использовали законы воздушной перспективы, эффекты, композиционные приемы.
Идеологическая основа садово-паркового искусства — религиозные верования китайского народа, связанные с одухотворением явлений природы (конфуцианство и даосизм).
Рисунок 11 – Древнекитайский сад
Парковая композиция Китая строится с применением следующих принципов:
— «инь» – действовать в зависимости от местных условий;
— «цзе» – максимально использовать окружающую природу;
— определять главное и второстепенное;
— применять контраст;
— в малом добиваться большого эффекта;
— стремиться к достижению гармонии пропорций и последовательному раскрытию видов;
— учитывать фактор времени при восприятии пейзажа.
Используется прием соединения различных парковых комплексов при помощи проемов в каменных стенах, так называемых проникающих окон (рисунок 12). Такие проемы иногда оформлялись по контуру и становились рамкой для пейзажа.
Рисунок 12 – Арка «лунные ворота»
Философия китайского сада лучше всего воплощена в «садах ученых», или «литературных садах».
Характерные особенности садово-паркового искусства Китая:
— активное использование камня;
— обилие водных поверхностей;
— большое количество и продуманное размещение малых архитектурных форм;
— тщательный подбор декоративной растительности для создания определенного, заранее продуманного пейзажа;
— создание садов путем совершенствования, эстетической доработки красивых уголков живой природы;
— подчеркивание наиболее выразительных точек зрения на пейзаже специальными проемами – «проникающими окнами», беседками, воротами;
— включение симметричных групп зданий с осевым построением и обычно с внутренними дворами.
Сады и парки Японии
История садово-паркового искусства Японии насчитывает тридцать столетий.
Парк или сад предназначался для уединения, раздумий, тихого созерцания природной красоты, воплощенной в садовой композиции. Достижение безмятежного настроения у человека было главной целью японского ландшафта.
В японском саду нет скульптуры, ее роль играют скалы и камни. Доминанты – каменные фонари, мосты, мощение из плит. Широко используется теория контрастов, берущая свое начало с 13 в. В жизни существует контраст двух сил – активной и пассивной. Высокий камень – господствующее, активное начало, камень лежащий – пассивное. И они должны быть противопоставлены. Скажем, по теории контрастов высокий фонарь непременно ставится около низкого развесистого дерева.
В Японии существовали в основном четыре типа садов:
— императорские;
— сады при монастырях;
— миниатюрные садики при жилых домах;
— сады чайных церемоний.
Лучшим примером символического сада стал «Сад камней» при монастырском храме Реандзи в Киото площадью 218,8 м2, замкнутый с трех сторон невысокой каменной стеной. На четырехугольной площадке асимметрично расположены 15 камней различной формы. Они находятся на «полотне» из гравия по пять групп из двух-трех камней разных конфигураций.
Главными характерными чертами садово-паркового искусства Японии являются:
— символизм;
— использование мотивов, подсказанных природой;
— включение в композицию озер и потоков, камней;
— подстрижка деревьев;
— мягкость общего тона;
— введение на небольших территориях карликовых деревьев – бонсай (рисунок 13);
— составление и украшение интерьеров: икебана – «сохранение цветов во второй жизни» – искусство составления композиций из сухих растений;
— широкое применение национальных традиций, в частности таких, как чайная церемония;
— создание сада как воспроизведение живой природы в заданных и заранее обусловленных масштабах;
формирование сада вокруг компактной симметричной группы зданий.