GARDENER.RUЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА САДА

Больше тридцати лет знаменитый дизайнер Пит Удольф и его жена Анья принимали в своем частном саду всех, кто интересуется «новыми многолетниками» и новым голландским подходом к дизайну сада. За эти годы и имя Удольфа, и сад в Хуммело стали знаковыми нидерландскими брендами мирового уровня. Однако всё имеет начало и конец. 27 октября 2018 года сад навсегда закрылся для широкой публики – теперь его можно только вспоминать, разглядывая фотографии.

Пит и Анья Удольф (Piet and Anja Oudolf) переехали в Хуммело в 1980-х. Участок площадью 1,3 гектара со старым фермерским домом как нельзя лучше подходил для выращивания растений под дизайнерские нужды Пита. Остатки раскупали садоводы-любители. Собственно, знаменитый сад перед домом в те времена был и питомником, и местом для дизайнерских экспериментов. Даже знаменитая кулиса из волнистых тиссовых изгородей появилась из подросших сеянцев тисса: Удольф решил, что легче придать им форму, чем выкапывать. К сожалению, сырая зима 2011 года их не пощадила, и наводнение привело к тому, что и изгороди, и тиссовые колонны выпали – их пришлось удалить. После закладки сада перед домом в его нынешнем виде питомник переехал на задний двор. Им занималась Анья, и нужно признать, что он имел богатейший и актуальнейший ассортимент «новых многолетников», собранных и созданных в том числе и усилиями ее супруга. В 2010 году питомник закрылся, а его территорию занял «экспериментальный луг», в котором Пит Удольф соединил структурные многолетники с местными злаками и разнотравьем, выращенными из семян. Подводя итог, хочу написать, чему лично я научился у Пита Удольфа.

1. Природный сад не есть природа. Другими словами, не старайтесь создать природу – человеку это не под силу. Процитирую самого Удольфа: «Я не пытаюсь создать природу, я хочу создать ощущение природы, спонтанности. Я пытаюсь передать людям такое же ощущение, будто они находятся на природе, ощущение красоты, и это правильный подход к природному саду. Если приглядеться к природе… цветущие луга весной создают чувство экстаза, которое хочется принести с собой домой. Но вы не можете скопировать то, что увидели – оно слишком велико. Копирование маленькой части тоже не увенчается успехом. Естественная биосистема отличается от той, что в вашем саду, потому что в природе она поддерживается всеми ее обитателями. Я стараюсь воссоздать что-то, что доставило бы похожие ощущения, как от наблюдения природы».

2. Только спонтанность дает ощущение природы. В цветнике ее можно получить правильным подбором растений. Они не должны требовать какого-то дополнительного ухода: подвязки, обрезки отцветших соцветий или прополки обильного самосева, регулярного полива, подкормок и опрыскиваний от болезней и вредителей – всё это убивает спонтанность. И, конечно, они должны выглядеть живописно – чем дольше, тем лучше.

3. Декоративные злаки – основа цветника. Конечно, это не значит, что нужно сажать только злаки, или что они обязательно должны преобладать в цветнике. Но именно они – символ и база спонтанности. А значит, обязательный элемент. Многие декоративные злаки прекрасно подходят под требования, указанные в п.2.

4. Цветник из «новых многолетников» может эффектно выглядеть с весны до зимы (пока его не завалит снегом). Конечно, пик декоративности такого цветника приходится на июль-август. При желании можно подобрать растения так, чтобы цветение длилось с марта по октябрь – от подснежников, крокусов и морозников до осенних астр. Сыграют свою роль и декоративнолистные растения, и многолетники, обладающие красивыми соплодиями.

5. Многолетники удобно классифицировать по форме соцветий. В чисто дизайнерских целях: так проще продумать нюансные или контрастные по форме композиции: с плоскими соцветиями, колосовидными, сферическими и т.д – которые будут работать до конца садового сезона. А потом наложить на них цвет.

6. Сад создают формы. А цвет усиливает выразительность. Это очень хорошо видно, когда осенью растения жухнут и цвет уходит, и цветник держится на формах кустов, листьев, соплодий.

7. И, кстати, да, коричневый – тоже цвет. Когда уймутся яркие всполохи осенних красок, и останется лишь «пятьдесят оттенков сепии», понимаешь, насколько богатой может быть коричневая палитра и снова – как важна форма.

8. Можно обойтись минимальным набором структурных растений. Даже из двух видов растений можно сделать эффектный цветник. Но эти растения должны «работать» весь сезон.

9. Эстетика + экология. В сложных посадках из большого количества разных компонентов нужно знать, как растения будут сосуществовать вместе с экологической точки зрения. Комплексность достигается за счет повторяющихся пятен, задающих ритм. Посадка должна оставаться читаемой, иначе ее сложность не имеет смысла.

10. Вдохновение – в новом. Ищите новые многолетники, которые будут хорошо расти и долго цвести в вашем саду. Посещайте другие сады, садовые выставки, встречайтесь с коллегами по увлечению, замечайте интересное и учитесь. И, конечно, не переставайте экспериментировать!

Устал Пит

Личный сад Пита Удольфа закрывается от туристов навсегда. | 1 октября 2018 Пит и Аня Удольф на вновь купленной ферме в Хуммело, середина 1980-х. Фото из книги Удольфа Hummelo: A Journey Through a Plantsman’s Life.

Честно говоря, я не собирался ехать этой осенью в Голландию. Прожив там почти весь прошлый год, я считал, что песне отдал все сполна, и в саду великого новатора Пита Удольфа тоже побывал не раз. Но вдруг выяснилось, что этот сезон – последний, когда Пит и Аня Удольф пускают к себе в сад посторонних. И я отправился в путь: в последний раз взглянуть своими глазами на творение самого выдающегося, без сомнения, садовода наших дней.

Мастерская гения – всегда место особенное. Тридцать лет назад, когда Удольф начинал свои эксперименты с садами многолетников, его мысли и подходы казались чуть ли не еретическим – а сегодня это общее место, и даже в Москве территории вокруг станций метро уже начали оформлять не набившими оскомину петуниями и туями, а по заветам великого голландца – красочными многолетниками и буйными злаками. Сады, сделанные самим Питом, как нью-йорский Хайлайн-парк, украсили многие города и страны, а садов «под Удольфа» еще больше -– они есть почти на всех континентах. Однако разница между произведениями самого родоначальника «новой волны» (так называется тренд, заданный Удольфом) и теми, что выполнены его эпигонами, видна невооруженным взглядом. Вроде бы все то же самое – но что-то все равно не то, не так: почувствуйте разницу между оригиналом и копией.

Однако дело не только в авторстве. Важен уход: в Роттердаме, к примеру, есть сразу несколько садов, сделанных Удольфом: тот из них, за которым, как сразу видно, плохо смотрят, производит не такое убедительное впечатление, а вот остальные, наоборот, цветут и пахнут. Но и они не такие интересные, как сад у дома самого маэстро, который он имеет возможность обходить утром и вечером, трогать своими руками, подправлять и усовершенствовать каждый день (причем, судя по его инстаграму, так и делает). Личный сад Удольфа в Хуммело – несомненно, лучший из его садов. И это лишний раз доказывает то, что каждый опытный садовник знает и так: всякий сад – агроценоз, искусственно созданная биосистема, находящаяся в неустойчивом равновесии и стремящаяся к энтропии, а следовательно, садом надо заниматься постоянно – причем лучше всего, если это будет делать сам его автор и хозяин.

На первый взгляд, Удольф – типичный постмодернист: он играючи деконструирует такие понятия, как живая изгородь, клумба, сорняк у него становится культурными растением, и наоборот; его главные орудия – интерпретация, репрезентация и ирония. Но почему же тогда ни у кого не получается его повторить? Да потому, что его постмодернизм – сам по себе презентация, игра хитрого голландца, который, на самом деле, прекрасно понимает важность структуры, ритма, пропорции и формы – всех столпов классического винкельмановского метода. Просто Удольф реализует его в технике злаков и многолетников – и это и есть его гениальное изобретение, которое уже поместило его в один ряд с Ланселотом Брауном и Ленотром. Сад Удольфа открыт до 24 октября – спешите увидеть, пока есть такая возможность.

. !!!!Голландия в конце сентября – это как Подмосковье в конце августа: уже пахнет осенью, но еще лето.Сад Пита Удольфа открыт до двадцать шестого октября, после чего его двери закроются для чужих навсегда.Так выглядела ферма в Хуммело, когда ее в 1982-м за три копейки выкупил Пит Удольф, чтобы устроить дело мечты – питомник многолетников.Конец 1980-х. Строительные работы в разгаре.Сад Удольфа в середине 1990-х. Как видим, маэстро начинал как среднестатистический подмосковный садовод: стриженые тисы, хосты, дорожки, газончик. Иных уж нет, а те далече.Питомник Удольфа. Сейчас на этом месте – верхний сад, где растут преимущественно злаки.«Нулевые». Питомник еще работает, теплицы на месте, но уже видно, как разросся и нижний сад, и верхний – вокруг нового дома.Сейчас о питомнике Удольфа напоминает только эта юмористическая статуя богини Флоры – бывшая вывеска, вкопанная на границе участка. Самый растиражированный вид сада Удольфа: за буйством красок и форм – дом и мастерская маэстро. Здесь он рисует фломастерами свои сады. Живая изгородь из многолетников надежно закрывает мастерскую Удольфа от посетелей. Перед новым домом – старый и хозяйственные постройки, между которыми там и здесь проросли сквозь дорожки любимые питомцы Пита. Всюду у Удольфа много горца свечевидного: всякий садовник знает, что это рабочая лошадка сада многолетников, который тянет свою декоративную лямку с середины лета по середину осени. Есть в саду и укромные уголки, куда можно прокрасться, только заступив за ограждения. Тут царит фирменная голландская ирония. Перед старым домом – геометричный партер, доказывающий: и постмодернисту Питу никуда не деться от формы, структуры, стрижки. Нижний сад – апофеоз удольфианской гармонии хаоса. Одну из главных ролей тут играет горец свечевидный; много посконника и мискантуса. Растения посажены крупными, ритмично повторяющимися группами. Очевидно, что сад в стиле Удольфа хорош для оформления старинных домов и дач. Bокруг – колхозные, как сказали бы мы, поля: фермы, коровки, кукуруза. Осень – любимая пора Удольфа – вступает в свои права. Засыхает мордовник. Уже не фиолетовые, а коричневые шапки посконника. Посконник – один из главных столпов любого сада Удольфа, именно он задает ему структуру и ритм. Ветер колышет мискантус. Понятно, за что пенисеттум называют лисохвостым. Злаки, вернонии, астры – короли осеннего сада Удольфа. Уже появляется аспект увядания, который Удольф особенно любит. Главные цвета в осеннем саду – желтый и красный. Красные головки кровохлебки отлично работают с желтеющими колосками вейника. А красные соцветия горца – с желтыми облаками споробола. От отцветших гелениумов остались лишь черные головки. «Люблю я пышное природы увяданье». По философии Удольфа, в саду должно господствовать изобилие, даже чрезмерность. Но у этого кажущегося хаоса, на деле, есть четкая структура. Идея Удольфа шагают по Голландии – это свежий сад в его стиле в Гааге, сделанный на месте банальных газонов и клумб. Пит Удольф, Голландия БЛОГ

За последние тридцать лет голландский ландшафтный дизайнер Пит Удольф (Piet Oudolf) не раз удивил своими природными садами-шедеврами и Европу, и Америку. В конце октября ему исполнился 71 год – чем не повод вспомнить интервью, которое я взял у него почти восемь лет назад, 1 марта 2008 года. Удивительно, но оно актуально до сих пор. Все фотографии – из частного сада Удольфа в Хуммело.

Господин Удольф, можно ли сказать, что у сада есть национальность?
Если говорить о французских садах, то в первую очередь в голову приходят топиари и партеры. Понятия национальных садов не имеют смысла сами по себе — это больше образ, о котором говорят, который можно скопировать: японский сад с его бамбуковыми заборами, английский с миксбордерами. Это скорее «иконка», типичная картинка, но это не идентификация страны. Я бы не сказал, что если вы живете во Франции, то вы обязательно делаете французский сад. Это только попытка. Японские сады, регулярные французские сады – это сады прошлого. Мы живем сейчас. Все, что вы можете сделать – копию с них.

Как вы представляете себе русский сад?
Много овощей, утилитарная направленность. Так же в Африке: когда культура на низком уровне, а люди бедны, они используют любую возможность выращивать еду. Даже цветы – и то больше на срезку. В Европе все по-другому: мы хотим иметь больше трав, цветов в саду. Садоводство на Западе – это активный отдых, работа в удовольствие, дизайн. Но с другой стороны, в обществе, где большинство не имеет работы и использует любую возможность прокормить себя, все равно есть богатые люди, у которых есть большие сады. Конечно, как исключение, всегда есть садоводы-любители, увлекающиеся растениями. Я думаю, многое зависит от ситуации в стране и культурного уровня. Конечно, все мы сталкиваемся с растениями в повседневной жизни. Но если вы хотите иметь красивые растения в своем саду, на них нужно потратить некоторое количество денег. Тогда это станет творчеством или отдыхом.

А как бы вы охарактеризовали английский сад? Многим английские миксбордеры кажутся вершиной совершенства.
Английский сад очень уходный, он диктует вам, что нужно делать каждую минуту, каждую неделю месяца. Он говорит вам, что нужно удалять отцветшие соцветия, удобрять газон, обрезать розы в марте, подвязывать растения, обрезать растения осенью, чтобы можно было высадить луковицы. Английский сад полон догм. Он не учит людей видеть. Он только указывает, что делать, но не говорит: «Посмотри на то, что у тебя растет». Если растение все еще хорошо выглядит, зачем его срезать? Зачем убирать отцветшие цветки или прекрасные соплодия? Зачем удалять отцветшие цветки роз, если потом появятся красивые ягоды шиповника? Люди берут книгу и читают: это мы должны сделать в этом месяце. Вы знаете все эти календари садовых работ… Еще 25 лет назад я начал говорить, что сад — это не выставка растений. Английский сад не имеет ничего общего с экологией — ему постоянно требуется вода, уход. Как дизайнер, я нашел это очень неудачным.

Что такое природный сад? Одни думают, что там должны быть только видовые растения, другие считают, что сорта тоже могут присутсвовать, третьи не допускают искусственных удобрений…
Я не пытаюсь создать природу, я хочу создать ощущение природы, спонтанности. Я пытаюсь передать людям такое же ощущение, будто они находятся на природе, ощущение красоты, и это правильный подход к природному саду. Если приглядеться к природе… цветущие луга весной создают чувство экстаза, которое хочется принести с собой домой. Но вы не можете скопировать то, что увидели – оно слишком велико. Копирование маленькой части тоже не увенчается успехом. Естественная биосистема отличается от той, что в вашем саду, потому что в природе она поддерживается всеми ее обитателями. Я стараюсь воссоздать что-то, что доставило бы похожие ощущения, как от наблюдения природы, это трудно описать.
И все же как добиться такого эффекта?
С самого начала мне нравилась в саду спонтанность и я думал о том, как ее создать. Начал отбирать растения, которые создавали «красивый хаос» и не сеялись так, чтобы стать головной болью. Перестал подвязывать растения, которые падают или разваливаются, но при этом продолжают выглядеть живописно. Кровохлебку, например, до меня никто не рассматривал как садовое растение. Я усердно разыскивал растения и отбирал виды, которые цвели дольше или имели лучшие характеристики по сравнению с распространенными. Я начал выводить сорта с лучшими характеристиками. Включил декоративные травы в миксбордер, подобрав им подходящих партнеров. После 15 лет такой работы общий эффект от сада полностью изменился: не было больше роз и растений, которые нужно подвязывать, зато оставались отцветшие растения. (У меня есть в саду несколько видовых роз. Но если бы передо мной стояла цель сделать розарий, я бы использовал розы по максимуму. А в своем саду я не хочу проблем: сложного ухода, болезней, вредителей). Я работал с садом, чтобы он выглядел хорошо все сезоны. Какой-то процент растений цветет в мае, какой-то – в сезон максимальной декоративности в июле-августе. При правильном подборе ваши растения и потом выглядят хорошо благодаря декоративным соплодиям или повторному цветению. Отдельно стоит упомянуть травы, которые зацветают позже, мискантус, например. Сначала я использовал немного злаков в бордюрах, а потом я внезапно подумал, почему бы не попробовать наоборот – и посадил немного цветущих растений среди злаков. Идея полностью изменилась, но она работает.
Я собрал также и североамериканские растения, такие как посконник. Они были не в моде в начале 80-х. Ни у кого не было посконников, в Англии о них не знали, я нашел их только в Германии, а заодно и рудбекии и эхинацеи. Зато коллекцию душиц, лаватеры, почти всех средиземноморских серебристолистных видов, полыней я собрал в питомниках Англии, ничего из нее не встречалась ранее на континенте. Кроме того я провел много времени в поисках растений в Словении, вообще в бывшей Югославии.
С одной стороны вы всей душой любите растения, с другой – делаете сады. Вы дизайнер, который любит растения?
Да, я дизайнер, который любит растения.
Что важнее, форма или цвет?
Когда создаешь сад, нельзя отталкиваться от растений. Я смотрю на сад и думаю, что я хочу здесь видеть. Сначала нужно найти гений места и четкую идею того, что вы хотите сделать, чем наполнить, какая будет тема каждого уголка. Один сад хочется сделать динамичным, сильным, в другом — создать природный луг. Все зависит от заказчиков, от того, насколько они увлечены садоводством. Сначала тип сада, потом цвет, конечно. Но сад создают формы. А цвет нужен для выразительности. Всегда думаешь в цвете, но создаешь формы. Я сказал о цвете в первую очередь, потому что когда думаешь о динамизме, представляешь себе не белый, а скорее энергичные красный и оранжевый. Мыслишь в цвете, но ты не должен найти определенный цвет, лишь цветовую гамму, в которой думаешь. Это очень сложный процесс, не важно, делаете вы простой сад или нет. Меня всегда удивляло «колесо цвета», потому что оно бесполезно. Когда дизайнеры по этому колесу подбирают гармоничные цветовые сочетания, для меня это нонсенс. Нет, конечно, если вы не знаете, что такое сочетание, оно может помочь, но, если вы не знаете, как комбинировать цвета, как вы можете быть дизайнером? Правил цветовых комбинаций не существует. Только большой навык, но никаких правил. Опыт.
В классическом садоводстве семенные головки всегда срезают. Вы сделали специальную классификацию для многолетников: с плоскими соцветиями, колосовидными, сферическими.
Чтобы люди лучше осознали роль формы.
Эта классификация тоже помогает комбинировать растения?
Думаю, да. Это помогает в той системе, в которой я думаю. Я думаю в вертикалях и горизонталях, промежутках, переходах. Это мой тип мышления. Конечно, цвет тоже важен. Но если вы занимаетесь дизайном, в должны сначала эскизно набросать форму. Даже одинаковые формы различных цветов могут создать глубину посадок. В одном из моих садов в Швеции шалфей дубравный различных оттенков создает перспективу.
У вас есть любимый цвет?
Что ответить? Я думаю, да, оттенки красного, пурпурного.
А нелюбимый?
Нет цветов, которые я бы не хотел использовать. Хотя… Что я терпеть не могу, так это насыщенно-желтые нарциссы. Я их просто ненавижу. У меня есть один в саду, хочу его выкопать на следующей неделе.
Что проще сочетать: массовые посадки или отдельные растения?
В сложных посадках из многих растений нужно знать как они будут расти вместе с экологической точки зрения. Комплексность достигается за счет повторяющихся пятен, задающих ритм. Посадка должна быть читаемой, иначе ее сложность не имеет смысла. Даже сочетание массивов из двух видов растений могут выглядеть впечатляюще. Но нужно знать множество растений, чтобы сделать правильный выбор. Потому что, если вы используете только два растения и сделали ложный выбор, они отцветут за выходные и умрут или развалятся. Это будет хаос, и вы провалитесь, как дизайнер. Поэтому если вы примите такое решение – какое принял я — работать как бы очень просто, с небольшим количеством видов – вы должны быть точно уверены, что растения будут «работать» весь сезон.
Как вы решаете проблему весенней декоративности в Вашем саду?
Морозники, крокусы, подснежники. Я оставляю все растения и срезаю их в начале февраля. Потом расцветают крокусы. В публичных садах я люблю сажать много раннецветущих луковичных.
Какие сады Вам нравятся?
Из последних впечатлений — цветущие поля летников на бундесгартеншоу в Гере и Роннебурге.
Вы выиграли Челси-2000. Как вы относитесь к этой выставке?
Я вижу ее именно как выставку, тип маркетинга. И если посетитель думает, что там выставляются реальные сады, значит он должен что-то познать сам… или наступить на грабли, чтобы понять, что такое Челси. Я почти всегда посещаю ее. Мне нравятся люди, нравится там быть. Я встречаю там много друзей, это весело. Вообще это индустрия. Я бы сказал: не верь в это, просто наслаждайся этим. Там можно встретить много людей, занимающихся растениями.
Соавтор вашей книги Dream Plants for the Natural Garden Хэнк Герритсен однажды сказал, что «желтый лист – это ошибка».
Я его поддерживаю. В целом мне не нравятся вариегатные растения. Есть слабая пестролистность, которую можно допустить, например, как у герани Samobor или бруннеры Jack Frost. Легкую вариегацию можно использовать, но иметь в саду растение только потому, что у него пестрые листья – это нонсенс. Коллекция вариегатных растений безвкусна. Скажем так, коллекции не должны включать в себя хороший вкус. В первую очередь это коллекции. Опять же, некоторые коллекционеры-«дизайнеры» обращают внимание только на цвет. «В этом году розовый – цвет ваших садов». И все покупают розовые летники, чтобы скомбинировать их с розовой лаватерой. Мода на цвета меняется каждые 2-3 года, и для меня нонсенс, когдал люди говорят «нет, в этом году сажаем абрикосовый».
А коллекция может быть хорошо оформлена?
Да, коллекция может быть интересной. Она может «держать» остальной сад. Ведь даже знаменитые архитекторы не только на дома смотрят.
Как ваши природные сады сочетаются с архитектурным стилем домов и есть ли дома, вокруг которых вы отказались бы делать сад?
Дома всегда связаны с людьми. И если у них очень плохой вкус, я стараюсь избежать этого. Это скорее не связано с домом. Везде можно создать сад. Конечно, прекрасно, когда дом сочетается с садом. У меня было предложение из Америки, я встречался с архитектором, который строил дом, и я сказал ему: я настолько занят, я не могу взяться за эту работу. Просто я увидел дом. Там не было архитектуры… Легко сказать «нет». Большинство своих садов я сделал в местах, где дома не представляют из себя ничего особенного. Я не могу ждать того самого дома, который будет в моем вкусе.
Вы сделали много красивых садов, частных и общественных. Что легче?
Частные заказчики могут быть очень навязчивыми. Я не могу долго выдерживать давление, мне бы хотелось быть свободным в своем творчестве. Конечно, я прислушиваюсь к своим клиентам, но я хочу работать свободно. И если они чересчур навязчивы, я лучше буду работать с другими, у которых, конечно, есть свои запросы, но они их выражают по-другому.
Ваши учителя в ландшафтном дизайне?
Их нет.
Какую музыку Вы любите?
Множество классических произведений, конечно. Посмотрим, что есть в моеем компьютерном плеере. Здесь есть много чего. Боб Марли, например, рэгги. Мне нравится различная музыка. Это немного зависит от настроения. Иногда мне хочется послушать классическую оперу, иногда обычные песни.
Вы встречали русских посетителей в своем саду?
Встречал и разговаривал. Русские любят растения, интересуются дизайнерскими идеями. Очень заинтересованные и серьезные, они, кажется, хотят поскорее «проскочить», «перепрыгнуть» период накопления опыта и оказаться сразу в центре садоводческого мира, до которого другие люди добирались по 20 лет. А они хотят очутиться там немедленно. Может, боятся прилежно учиться? Я желаю им наслаждаться садоводством. Это процесс познания, красивый сад не создашь за один день. Мне нравятся люди, которые усердно учатся, не боятся нового. С тобой случается «взрыв», когда ты только вступаешь в новый для себя мир и видишь то, что тебе нравится, что ты никогда не видел до этого… Когда я впервые увидел английские миксбордеры, я сходил по ним с ума. Когда я вспоминаю их, понимаю, что это не имело ничего общего с хорошими сочетаниями, но тогда я сходил с ума, я сам хотел их делать. Прошло несколько лет, пока я понял это.
Как вы оцениваете востребованность собственного творчества?
Мои работы – это комплекс: приходится держать и экологию в голове, и эстетику, потому что только экологические посадки не всегда эстетично выглядят. Я стараюсь создавать малоуходные сады, например, растения должны хорошо чувствовать себя с очень умеренным поливом. То, что, может быть, уже было написано в книжках другими, я стараюсь осуществить на практике, чтобы люди видели, что создать эстетичную картину, держа в голове экологию, возможно и не так уж сложно. Однако мои сады – для малого количества людей. Большинство не занимается таким садоводством.
Не было ли у вас идеи открыть собственную школу дизайна?
То что я делаю, настолько индивидуально, настолько лично, что я не думаю, что смогу этому научить. Этим можно только вдохновить. Вдохновить учиться. Нельзя сказать: скопируйте это. Просто сделайте что-то с этим сами. Мы все хотим вдохновляться музыкой, живописью, чем-то еще. Но на самом деле мы должны делать собственные шаги. Если ты говоришь: я люблю Моцарта, попробуй достичь его высот.
А не объявить ли мне неделю Пита Удольфа в своем блоге? Пожалуй, так и сделаю))) Завтра расскажу вам про свои любимые многолетники селекции Пита Удольфа.

  • 1 апреля
  • adam frost
  • andrew duff
  • andrew fisher tomlin
  • andy sturgeon
  • ann-marie powell
  • annie guilfoyle
  • arends
  • bbc
  • buga
  • caspian robertson
  • charlie albone
  • charlotte harris
  • chelsea
  • chelsea2018
  • chelsea2019
  • chris beardshaw
  • chris ghyselen
  • cleve west
  • dan pearson
  • darren hawkes
  • david austin
  • david harber
  • diarmuid gavin
  • harkness
  • hay joung hwang
  • hugo bugg
  • james basson
  • jekka mcvicar
  • jo thompson
  • john brookes
  • karl foerster
  • kate gould
  • kazuyuki ishihara
  • keukenhof
  • kew gardens
  • laurent-perrier
  • lee bestall
  • luciano giubbilei
  • marianne foerster
  • markus barnett
  • mary keen
  • matthew childs
  • matthew keightley
  • maximilianpark
  • mien ruys
  • moscow flower show
  • natalie cole
  • nic howard
  • nick bailey
  • nigel dunnett
  • ommertalhof
  • paul martin
  • pensthorpe
  • philip nixon
  • piet oudolf
  • ping lim
  • piter beals
  • raymond evison
  • richard bird
  • rosemary alexander
  • sarah eberle
  • sarah price
  • scampston hall
  • tom massey
  • tom stuart-smith
  • westfalenpark
  • westphal
  • wilson mcwilliam studio
  • wisley
  • Адам Фрост
  • Александр Жуков
  • Александр Поклад
  • Александровский сад
  • Анна Герман
  • Анна Калугина
  • Аппельтерн
  • Аптекарский огород
  • Арендс
  • Астра
  • Бет Шатто
  • Буга
  • Вестфаленпарк
  • Вестфаль
  • Гамбург
  • Гурзуф
  • Даррен Хоукс
  • Джеймс Бассон
  • Джекка Маквикар
  • Джо Томпосон
  • Джон Брукс
  • Диармуд Гэвин
  • Дэвид Остин
  • Дэвид Харбер
  • Дэн Пирсон
  • Елена Грошавень
  • Елена Константинова
  • Игорь Федоров
  • Казуюки Исихара
  • Карл Форстер
  • Каспиан Робертсон
  • Клив Вест
  • Крис Бердшоу
  • Крис Гиселен
  • Кругловы
  • Крым
  • Кёкенхоф
  • Кёкехоф
  • Кёльн
  • Лучано Джуббилеи
  • Людмила Белых
  • Людмила Федотова
  • МАФ
  • МОХ
  • Максимилианпарк
  • Маргарита Барбухатти
  • Марианна Форстер
  • Марина Шиманская
  • Мария Шаронова
  • Маркус Барнетт
  • Мэттью Чайлдс
  • Мэтью Кейтли
  • Найджел Даннет
  • Натали Коул
  • Наташа Мельникова
  • Ник Бэйли
  • Ник Ховард
  • Новый год
  • Оксана Кудрявцева
  • Павел Гаганов
  • Пасха
  • Пенстхорп
  • Пинг Лим
  • Пит Удольф
  • Питер
  • Питер Билс
  • Пол Мартин
  • Раймонд Эвисон
  • Ричард Бёрд
  • Рождество
  • Розмари Александер
  • СМИ
  • Сара Прайс
  • Сара Эберле
  • Светлана Воронина
  • Северная Флора
  • Скэмпстон Холл
  • Татьяна Полякова
  • Татьяна Шаповал
  • Том Мэсси
  • Том Стюарт-Смит
  • Филип Никсон
  • Харкнесс
  • Хьюго Багг
  • Чарли Элбон
  • Челси
  • Челси2018
  • Щепан Марчинский
  • Энди Стеджен
  • Энн-Мари Пауэл
  • Юлия Тадеуш
  • Юрий Марковский
  • Юрий Репрев
  • Юрий Фоменко
  • агапантус
  • агастахе
  • агрессивные растения
  • аквилегия
  • аконит
  • альпинарий
  • альстремерия
  • альстромерия
  • амарант
  • амсония
  • андропогон
  • анемона
  • анигозантос
  • анонсы
  • антуриум
  • анютины глазки
  • артишок
  • астильба
  • астра
  • астранция
  • багряник
  • бадан
  • баклажан
  • барбарис
  • бархатцы
  • бегония
  • бедренец
  • белый
  • береза
  • берескет
  • бересклет
  • бессмертник
  • бильбергия
  • бодяк
  • болезни
  • бор
  • бородач
  • бриза
  • бруннера
  • бруссонетия
  • бугенвиллея
  • бузина
  • буквица
  • букет
  • василек
  • василистник
  • ваточник
  • вейгела
  • вейник
  • вербейник
  • вероникаструм
  • ветреница
  • викторина
  • виноград
  • виола
  • водоем
  • водосбор
  • волжанка
  • вредители
  • вредные советы
  • всячина
  • выгонка
  • выставки
  • гаджеты
  • газон
  • гамамелис
  • гарвинея
  • гаура
  • гвоздика
  • гейхера
  • гейхерелла
  • гелениум
  • георгин
  • герань
  • гербера
  • гиацинт
  • гилления
  • гипсофила
  • гладиолус
  • горец
  • гортензия
  • горшки
  • горянка
  • гравилат
  • гревиллея
  • дайджест
  • дармера
  • дача
  • двукисточник
  • двулетники
  • девясил
  • декоративные злаки
  • дельфиниум
  • дербенник
  • дербянка
  • деревья и кустарники
  • дерен
  • джефферсония
  • диасция
  • диксония
  • диморфотека
  • дорожки
  • дубровник
  • душистый горошек
  • душица
  • ежовник
  • желтушник
  • желтый цветник
  • живучка
  • зантедесхия
  • зверобой
  • зеленый
  • земляника
  • золотарник
  • зонтичные
  • зопник
  • ива
  • идеи для цветников
  • иридодиктиум
  • ирис
  • искусство
  • исламский сад
  • кабачки
  • календула
  • калина
  • камнеломка
  • кандык
  • капуста
  • картофель
  • катарантус
  • кермек
  • киренгешома
  • клевер
  • клематис
  • клен
  • клеома
  • клеродендрон
  • клубника
  • княжик
  • ковыль
  • ковыль гигантский
  • колеус
  • коллекция идей
  • колокольчик
  • колосняк
  • комнатные растения
  • конкурс
  • копытень
  • коралловый
  • коричневый
  • коровяк
  • короставник
  • космея
  • космос
  • котовник
  • кочедыжник
  • красный цветник
  • кровохлебка
  • крокус
  • купальница
  • кью гарденс
  • кёльрейтерия
  • лаванда
  • лавровишня
  • лайфхак
  • ландшафтный дизайн
  • ландыш
  • лекарственные растения
  • лианы
  • лиатрис
  • лизиантус
  • лилейник
  • лилия
  • лисохвост
  • лиственные
  • литература
  • лихнис
  • лишайники
  • лобелия
  • лук
  • луковичные
  • львиный зев
  • люпин
  • маакия
  • магония
  • мак
  • малина
  • манжетка
  • массивы
  • мебель
  • медуница
  • меконопсис
  • мелколепестник
  • месяц в саду
  • миррис
  • мискантус
  • многолетники
  • мой сад
  • мой сад 2019
  • молиния
  • молопоспермум
  • молочай
  • монарда
  • монохромный сад
  • мордовник
  • морозник
  • мох
  • музыка
  • мульчирование
  • мускари
  • мятлик
  • наперстянка
  • нарцисс
  • насселла
  • настурция
  • натургартен
  • неделя в саду
  • нектароскордум
  • немезия
  • нивяник
  • новая волна
  • ногоплодник
  • ноготки
  • обрезка
  • овощи
  • овсяница
  • огород
  • однолетники
  • ожика
  • октябрины
  • опознатушки
  • опоры
  • оранжевый
  • орлайя
  • осеннее
  • осенняя окраска
  • осмунда
  • осока
  • остеоспермум
  • очитник
  • очиток
  • ошибки
  • павловния
  • папоротники
  • парк-арт
  • патриния
  • пеларгония
  • пельтифиллум
  • пеннисетум
  • пересылка
  • перловник
  • петуния
  • печатное
  • пион
  • платикодон
  • плоскоколосник
  • плющ
  • подпорная стенка
  • подсолнечник
  • подсолнух
  • помидор
  • понтедерия
  • посев на рассаду
  • посконник
  • почта России
  • поэзия
  • праздники
  • примула
  • приствольный круг
  • пролеска
  • прополка
  • просо
  • прострел
  • пряные травы
  • пуансеттия
  • пугало
  • пузыреплодник
  • путешествия
  • пушкиния
  • пчелы
  • размножение
  • райграс
  • растения
  • ревень
  • ремания
  • рестио
  • ржавчина
  • рододендрон
  • розарий
  • розмарин
  • розовый цветник
  • розы
  • рокарий
  • ромашка
  • рудбекия
  • рутарий
  • рябина
  • садовая мода
  • садовые тачки
  • садовый арсенал
  • садовый дизайн
  • сады Беларуси
  • сады Бельгии
  • сады Великобритании
  • сады Германии
  • сады Голландии
  • сады России
  • сады и люди
  • сады мира
  • салат
  • самшит
  • санаторий имени Пушкина
  • сеслерия
  • синеголовник
  • синий цветник
  • синяк
  • сирень
  • скамейки
  • скиммия
  • скульптура
  • скумпия
  • смолевка
  • соленостемон
  • солидаго
  • сорняки
  • спирея
  • сподиопогон
  • споробол
  • сравним сорта
  • срезка
  • стихи
  • стрептокарпус
  • стрижки
  • структура
  • сумах
  • схизахириум
  • табак
  • тагетес
  • тамарикс
  • теневой цветник
  • тиарелла
  • тимьян
  • тисс
  • тля
  • томат
  • топиари
  • традесканция
  • триллиум
  • трясунка
  • туя
  • тысячелистник
  • тюльпан
  • угадайка
  • фактура
  • фаленопсис
  • фацелия
  • фенхель
  • флоксы
  • фрезия
  • фуксия
  • фэншуй
  • хаконехлоя
  • хвойные
  • хебе
  • хионодокса
  • хлорофитум
  • хосты
  • хохлатка
  • хризантема
  • цвет
  • цветники
  • цветочное шоу
  • цветы
  • церсис
  • цимбалярия
  • циция
  • челси
  • челси2018
  • челси2019
  • черенкование
  • черный цветник
  • чистец
  • что в имени тебе моем
  • шалфей
  • шероховатка
  • ширококолокольчик
  • штрихи к портрету
  • щитовник
  • щучка
  • экраны
  • энотера
  • эониум
  • эустома
  • эхинацея
  • эшшольция
  • яблоня
  • ячмень
  • ёлка

Природный цветник в духе Пита Удольфа

Вам придется сложить мозаику из довольно простых и распространенных растений, в которой нет ни геометрической четкости, ни солистов. Важно впечатление, которое будет производить цветник в целом, а не каждый его участник в отдельности. Представьте, что вы составляете ковер из цветных лоскутков или пытаетесь имитировать в саду пеструю узорчатую ткань.

1) Для начала нужно хорошо представлять себе результат. Не весь ассортимент растений и не полностью нарисованный в воображении цветник, а размытую картинку, где ясны только несколько основных моментов:

  • местоположение по отношению к окружающему пейзажу с его заборами, сараями, колодцами, гаражами, бескрайними туманными далями и прочим;
  • максимальная высота растений в планируемой посадке;
  • направление главного обзора (например, со всех сторон, изнутри, снизу, с одной стороны, сверху);
  • приблизительная площадь посадки в квадратных метрах;
  • оформление края цветника (плитка заподлицо с газоном, кромка газона без плитки, приподнятый край с бревнами-шпалами-кирпичами-камнями).

2) Затем берем список подходящих условиям нашего участка «удольфианских» растений (скажем, луговых) и выбираем те, которые составят «скелет» цветника, или его основу. Некоторым посадкам, особенно кругового обзора, с привлекательными и ухоженными кулисами «скелет» может и не понадобиться. Например, если фоном послужит симпатичный забор, красивая живая изгородь, плотные посадки деревьев и кустарников по краю сада или за его пределами. На этом этапе также выбираем основные декоративные злаки и злакоподобные травы – это обязательный элемент цветника «новой волны». Заносим в таблицу построчно их название, время цветения, оттенок, высоту, максимальный диаметр куртины во взрослом состоянии. А для злаков – еще и особенность вегетации (ранне- или позднерастущие). Таблицу удобно составлять в Excel.

3) Из списка «удольфианских» растений выбираем «рядовых» цветника. Как можно больше растений с соцветием «свечка» и «метелка», сдержаннее с «зонтиками» и «шариками на палочке». Очень аккуратно с «ромашками». Заносим их в таблицу, указывая тип соцветия.

4) Выбираем «воздух» цветника: растения с соцветием «пуговочка на веревочке», мелкие зонтичные и «прозрачные» декоративные злаки и злаковидные травы. Заносим в таблицу.

5) Сортируем растения в таблице по времени цветения и особенностям роста злаков и рисуем сезонные эскизы. На этом этапе нужно не переборщить с количеством видов и сортов, иначе будет трудно абстрагироваться и зорко следить за графикой обдумываемого цветника. А вот сезонных набросков можно сделать больше, чем месяцев вегетации, – это хорошо удается тем, кто досконально знает растения. Например, в конце мая – начале июня цветник из травянистых многолетников выглядит совсем иначе, чем в конце июня. Для каждого сезона отслеживаем:

  • Нет ли переизбытка, например, «свечек» или «метелок» схожего оттенка? Скажем, одновременно цветут белый вероникаструм и кремовый горец полиморфа. Тогда меняем белый вероникаструм на лиловый.
  • Достаточно ли разнообразны формы соцветий ? Есть ли и «зонтики», и «свечки», и «ромашки», и т.д.? Если нет – добавляем
  • недостающие.
  • Не отстают ли злаки в декоративности от травянистых многолетников? В начале лета мискантус совершенно неинтересен,
  • значит, злаковую партию должен играть в оркестре кто-то другой.
  • Нет ли избытка растений одного оттенка на одном и том же ярусе посадки? Например, белый очиток цветет на одном «этаже» с белой эхинацеей. Решение двояко: либо меняем цвет одного из них, либо оставляем что-то одно.

6) На эскизе для каждого сезона помечаем приблизительное число саженцев всех растений. И если нам кажется, что в начале июля не хватает, скажем, «свечек», лучше не добавлять другое растение с этим типом соцветия, а увеличить число кустов тех «свечек», которые уже есть на эскизе.

7) Снова сводим все сезоны в одну таблицу. Считаем общую площадь по диаметрам взрослых куртин (их можно найти в справочниках по садовому дизайну). Если задуманный лимит площади цветника превышен, вычеркиваем из списка растения, которые были «на грани фола» – «неудольфианские», единичные, случайно-любимые.

8) Внимательно смотрим на таблицу и идем спать.

9) Еще раз внимательно просматриваем таблицу и обсуждаем ее с коллегами-садоводами. Диссонанс и случайно попавшие в список растения они определят в мгновение ока и порекомендуют вычеркнуть.

10) Готовим землю для посадки: тщательно перекапываем, полностью освобождаем от многолетних сорняков. Не скупимся на компост, заранее можно внести и сезонные минеральные удобрения.

11) Насыпаем в бутылку с узким горлышком песка или муки и рисуем на почве контуры будущих посадок, точно как на схеме разделки мясной туши. Они нужны, чтобы сразу не растеряться с большой массой саженцев и иметь возможность зрительно разбить мозаику на чуть более мелкие элементы в момент посадки. Расставляем растения группами по 3–5–7 штук, не меньше, внутри получившихся фигур. При этом стараемся не закрыть направление основного обзора. Если таблица составлена верно, то как выбранные растения ни посади, получится привлекательно. Отдыхаем и за чашкой кофе представляем группы саженцев уже взрослыми. Все ли они будут хорошо видны из окна кухни или детской? Не сбились ли все весеннецветущие в один угол? А может быть, листвы именно этого растения вы хотите касаться, скользя мимо цветника? Я, например, люблю опускать ладонь в заросли герани крупнокорневищной или котовника сибирского – они очень приятно пахнут. Попробуйте исправить ошибки расстановки, пока вы еще ничего не посадили. А потом сажайте на здоровье!

12) Луковичные высаживаем как бог на душу положит – куртинками или вразнобой, высокие и низкие, видовые и сортовые с проверенной устойчивостью. Луковичные со сложной агротехникой «удольфианскому» цветнику противопоказаны.

Пункт покупки растений я пропускаю: выбор достаточно велик. Разводная гряда, или «школка», поможет собрать нужный ассортимент устойчивых в вашей климатической зоне растений за пару сезонов, особенно если вырастить кое-что из семян. Если подготовительная работа сделана на совесть, то дальнейший уход за таким цветником не составит большого труда. Перекопки он не требует годами, индивидуальной подкормки растениям не нужно – достаточно общей сезонной по всей площади. Если плотно замульчировать весь цветник, то и искусственный полив может не понадобиться, за исключением первого месяца после посадки.

Вам показалось, что это очень сложно, не правда ли? Скорее трудоемко, очень прагматично и совершенно лишено импульсивности. В качестве награды за качественную подготовку садовод обычно получает личную свободу от сада, а сад – свободу от садовода.

На смену помпезным регулярным клумбам и рабаткам уверенно приходят цветники в пейзажном стиле, называемые на английский манер «миксбордерами» (mix — «смешанный», border — «бордюр»). Классические миксбордеры – это масштабные насаждения довольно большой площади, что не мешает воспроизвести уменьшенную модель природного цветника даже на шести сотках. Мне удалось создать на своем участке вполне достойный цветник природного типа, который уже в первый год выглядел прилично. При этом его устройство не сильно «ударило по кошельку». В этой статье поделюсь своим опытом создания бюджетного цветника в стиле Питера Удольфа.

Экономный цветник своими руками. © Людмила Светлицкая

Конечно, создать привычную клумбу из однолетников гораздо быстрее и экономнее. К тому же, она предстанет во всей красе уже в июле, и не придется ждать несколько лет, чтобы увидеть плоды своих трудов во всей красе. Тем не менее, перед скромным очарованием природных миксбордеров очень сложно устоять, и сегодня все больше садоводов пытаются воссоздать на своих участках что-то похожее на неподражаемые сады знаменитого Пита Удольфа.

Когда мы восхищаемся ландшафтной композицией на страницах популярных журналов, то очень редко задумываемся о том, сколько труда и материальных затрат вложено в создание того или иного восхитительного шедевра. И действительно, зачастую понимание немалой величины бюджета подобного цветника приходит только на практике. А если учесть приличные цены растений питомников, устройство миксбордера, и в самом деле, оказывается удовольствием недешевым.

Для себя я определила пять правил создания экономного миксбордера, следуя которым можно создать великолепный цветник с минимальными расходами.

1. Быстрорастущие кустарники и деревья из черенков и семян

Создать структуру миксбордера можно недорого, используя быстрорастущие кустарники и деревья, выращенные самостоятельно из семян или черенков, либо пересадив уже взрослые кустарники или деревца из других мест участка.

Как вырастить эффектное дерево — павловнию, из семян, читайте в статье «Павловния — выращиваем из семян».

Иногда мы буквально влюбляемся в конкретный цветок и начинаем формировать цветник вокруг избранного нами растения. Но будет гораздо лучше, если перед высадкой вожделенных культур вы продумаете план и определите структуру будущих насаждений.

Так называемые «скелетные посадки», обычно, создаются из небольших деревьев и кустарников. Равномерно распределяя древесные в цветнике, мы создаем стабильную рамку будущей картины, а в промежутках между ключевыми элементами остается простор для различных комбинаций многолетних и однолетних цветов.

Конечно же, саженцы карликовых деревьев и кустарников редко бывают дешевыми. Относительно недорогие экземпляры можно разыскать, у предприимчивых бабушек на рынке. Надо сказать, что во многих случаях это далеко не самый худший вариант, но, разумеется, вы должны понимать, что в такой ситуации вам никто не гарантирует сортность и хорошую приживаемость кустиков, обычно продающихся с голыми корнями.

Тем не менее, подобный посадочный материал совсем не обязательно покупать. Миксбордер — это не коллекция экзотических новинок, и ценность отдельного растения здесь уступает функции, которую каждый экземпляр или группа растений выполняет в цветнике.

Оглянитесь вокруг, наверняка, в вашем саду или у соседей и родственников найдутся разросшиеся кустарники, которые можно поделить без ущерба для материнских растений, или деревца, растущие «не ко двору», чтобы просто пересадить их на новое место.

Например, в нашем саду пестрая ива «Хакуро Нишики» очень долго находилась в неудобном месте возле забора. И при устройстве миксбордера мы поместили ее на почетное место, сделав композиционным ядром будущего цветника. На тот момент это было уже взрослое трехлетнее деревце, но благодаря аккуратной пересадке и регулярным поливам, растение хорошо адаптировалось на новом месте и пошло в рост.

Этот прием позволил нам сэкономить немало средств, учитывая стоимость взрослых саженцев в питомнике. А наличие подросшего сформированного деревца сразу добавило молодому миксбордеру возраста и солидности.

Чтобы хорошо сэкономить, можно также самостоятельно выращивать деревья или кустарники из черенков. Но в этом случае для достижения необходимого эффекта лучше выбирать быстрорастущие виды. Из числа кустарников к таковым относятся: спирея, пузыреплодник, бузина, чубушник, снежноягодник, дерен и др.

Что касается древесной растительности, рекордсменом по скорости роста и легкости укоренения черенков являются многочисленные виды и сорта ивы. Также достаточно быстро растут невысокие разновидности березы, тамарикс, сирень, вяз (он довольно высок, но прекрасно стрижется), черемуха, шелковица, клен и другие.

Как организовать цветник вокруг сирени, читайте в статье «Лучшие многолетники для посадки с сиренями».

В ассортименте хвойных на эту роль лучше назначить тую западную, которую несложно воспроизвести из семян или черенков.

Пестрая ива «Хакуро Нишики» была пересажена на мой миксбодер в трёхлетнем возрасте. © Людмила Светлицкая

2. Высадка куртин быстрорастущих высоких многолетников

Пока древесно-кустарниковые группы не достигли желаемых размеров, можно применить небольшую хитрость, подсадив в компанию к молодым саженцам куртины быстрорастущих высоких многолетников: астры новобельгийские, золотарник (выбирайте современные гиридные сорта), гелениум и т.п.

По мере того, как подросшие древесные смогут полноправно выполнять функцию объемных структурных компонентов, многолетних растений-соседей можно будет постепенно переносить на новое место.

3. Создание «школок» для многолетних растений

Другим простым приемом, позволяющим сэкономить при устройстве миксбордера, можно назвать создание так называемых «школок» для выращивания многолетников своими руками.

Большинство декоративных многолетних растений для садов природного типа несложно получить из семян. Но далеко не каждое многолетнее растение порадует цветением в первый год, поэтому имеет смысл держать подрастающий посадочный материал на отдельных грядках-«школках». В это время места многолетних растений в цветниках могут временно занимать неброские однолетники.

При выращивании из семян хорошо растут: эхинацея, тысячелистник, вероника, колокольчики, посконники, нивяник, гипсофила, лиатрис, дельфиниум, аквилегия, гвоздики, кореопсис и др.

При создании миксбордера не забудьте и про некоторые «экспресс-многолетники», зацветающие в год посева. Рассаду этих быстрорастущих цветов можно высаживать сразу на постоянное место, но для достижения нужного эффекта уже в первый сезон следует прибегнуть к несколько уплотнённой посадке.

Среди подобных растений для выращивания в природном миксбордере особенно хочется выделить: шалфей дубравный, лофант (агастахе), гайлардию, гелениум, кентрантус, рудбекию, скабиозу японскую и др.

Растения, выращенные из семян, впоследствии можно будет также размножить делением. Большинство куртин многолетников готовы к делению уже на 2-й–3-й годы жизни, и чем чаще вы будете проводить эту простую операцию, тем больше посадочного материала сможете получить.

Отдельные многолетники (очиток видный, шалфей дубравный, кореопсис мутовчатый и др.) неплохо воспроизводятся методом черенкования.

Обратите внимание! В большинстве крупных городов можно найти цветоводческие форумы, где любители декоративных растений организуют совместные закупки посадочного материала по оптовым ценам. Участие в подобного рода мероприятиях позволяет недорого приобрести качественный посадочный материал интересных сортов без переплаты.

Тысячелистник из семян дает разноцветные соцветия. © Людмила Светлицкая

4. Самостоятельное выращивание неприхотливых однолетников

Однолетники в миксбордере могут не только служить «стажерами», заполняющими пустоты, которые оставлены под подрастающие многолетние цветы, но и играть вполне самостоятельную роль. Основным требованием к выбору декоративных растений однолетнего цикла жизни для миксбордера в стиле Питера Удольфа можно назвать характерный облик, близкий к природным видам.

В рамках классического миксбордера естественного стиля совершенно неуместны типичные клумбовые однолетники, такие как петуния, бальзамин, махровый львиный зев, крупные пышные георгины, гибридная вербена, густомахровые гибриды тагетесов, бегонии и тому подобное. Однако те же пресловутые бархатцы могут органично вписаться в миксбордер, если использовать неброские расцветки с некрупными обильными цветками, такие, как, например, многочисленные сорта тагетеса тонколистного.

Семена каких цветов лучше посеять под зиму, читайте в материале «20+ цветов, которые можно посеять под зиму».

Высокорослые голенастые циннии с помпонами крупных соцветий — не лучшие претенденты для заполнения природного цветника, но низкорослые серии кустистых немахровых цинний «Профьюжен» будут смотреться в миксбордере ничуть не хуже завсегдатаев природных посадок — эхинацей. И таких примеров немало.

Из однолетников для переднего плана советую присмотреться к алиссуму, немофилле, иберису, смолевке, лептосифону и т.д. Ближе к центру неплохо разметить агератум, гелиотроп, среднерослые георгины с простыми соцветиями, вышеупомянутые разновидности циннии и тагетеса.

В качестве кулис или вертикальных акцентов в миксбордерах с успехом используются: амарант, подсолнух, однолетняя скабиоза, космея. Разумеется, выращивание однолетников в миксбордере прибавляет ежегодной работы цветоводу, но вместе с тем существенно ускоряет наступление пика декоративности подобного цветника и значительно удешевляет его устройство, ведь семена некоторых однолетних цветов можно раздобыть даже бесплатно.

Скромная цинния «Профьюжен априкот» — идеальная пара с шалфеем в миксбордре. © Людмила Светлицкая

5. Не стесняемся обращаться к природе

В этой связи мне вспоминается история знаменитого американского селекционера Лютера Бербанка. Во время долгих прогулок на природе мистеру Бербанку приходилось регулярно разрывать свои галстуки, шнурки и носовые платки, чтобы помечать интересные дикие цветы, и впоследствии собирать семена и использовать выращенные растения в селекционной работе.

И действительно, вполне логично подыскивать материал для природных цветников именно в естественных условиях, ведь даже в средней полосе произрастают растения, на основании которых выведены садовые формы, не намного отличающиеся от диких. Так, в нашем дачном миксбордере появились кровохлебка лекарственная и дербенник иволистный, переехавшие в цветник из заброшенной части сада, где они произрастали, как обычные сорняки.

И теперь я, подобно Бербанку, брожу по окрестным лугам и собираю семена с понравившихся растений, которые вполне подойдут для выращивания в саду и способны гармонично вписаться в миксбордер. В настоящее время, наряду с пакетиками с покупным посадочным материалом, весны ожидают семена симпатичных «дикарей»: короставника, кошачьего клевера и дербенника прутьевидного.

Думаю, если присмотреться повнимательней, на просторах лугов можно найти еще больше интересных растений, подходящих для миксбордера. Естественно, при этом важно бережно относиться к природе и выращивать растения из семян, собранных с диких растений, самостоятельно, а не перемещать в свой сад взрослые экземпляры целиком. И уж тем более — не выкапывать редкие растения в заповедниках и особо охраняемых территориях.

Дикая луговая кровохлебка идеально вписалась в цветник. © Людмила Светлицкая

6. Используем мульчу, вместо уплотненных посадок

Стремясь сделать миксбордер наиболее привлекательным как можно быстрее, садовники зачастую сажают растения довольно плотно друг к другу, но такой подход не всегда оправдан. Со временем кустики большинства многолетников и так смыкаются, не оставляя просветов, а уплотненные посадки повлекут лишние расходы на посадочный материал.

Чтобы пустоты между подрастающими саженцами не бросались в глаза и не слишком зарастали сорняками, полезно пользоваться различными мульчирующими материалами. В природных цветниках для этой цели больше всего подходят кора, щепа, нейтрализованный торф и скорлупа кедровых орешков.

В нашем дачном миксбордере для покрытия почвы с успехом применяется более редкий вид мульчи — гречневая шелуха. Это один из самых недорогих материалов, используемых для мульчирования, что не мешает ему выглядеть стильно и прекрасно выполнять свою функцию.

Гречневая шелуха имеет мелкую фракцию и создает плотное покрытие под растениями, особенно, если после рассыпания шелухи хорошо пролить ее водой. На однородном фоне благородного буро-коричневого цвета даже разреженные посадки декоративных растений смотрятся стильно и естественно. Что называется — «дешево и сердито». Приобрести гречневую шелуху в больших объемах можно в садоводческих магазинах природного земледелия.

В нашем дачном миксбордере для покрытия почвы с успехом применяется, как мульча, гречневая шелуха. © Людмила Светлицкая

Принцип экономного миксбордера подразумевает также и уменьшение затрат на уход за природным цветником. Чтобы сэкономить время и силы на последующее обслуживание миксбордера, помимо обязательного мульчирования почвы, рекомендую проложить ленты капельного полива, отделить цветник от газона бордюрной лентой и посеять растения, которые будут давать самосев. Это вполне уместно в природных цветниках и позволит декоративным однолетникам и многолетникам воспроизводиться в миксбордере снова и снова без вашего прямого участия.

Пит удольф сады

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *