Черная пантера

  • Почему пантера черная?
  • Пантера: описание, строение, характеристика. Как выглядит пантера?
  • Где обитает пантера
  • Чем питается пантера
  • Образ жизни пантеры
  • Сколько живет пантера
  • Размножение пантер
  • Интересные факты про пантер
  • Черная пантера, видео
  • На самом деле под словом «пантера» скрывается не отдельный биологический вид, а целый род семейства кошачьих, в который входят такие грозные хищники как лев, тигр, ягуар и леопард. Что же касается всем известной черной пантеры, то ею является обычно леопард или ягуар, имеющий соответствующий черный окрас.

    Почему пантера черная?

    Черный окрас пантеры вызван особыми мутациями генов животного, известными как меланизм. Подобная мутация весьма распространенна среди хищных представителей семейства кошачьих, так например, в Малайзии примерно половина всех тамошних леопардов в следствии меланизма имеют черный окрас и, по сути, являются черными пантерами.

    Черный окрас этих животных часто имеет и практическое значение (ведь природа всегда мудра в своих действиях), так особенно много черных пантер обитает в густых лесах, где при недостатке освещения темные звери являются менее заметными, что весьма облегчает их жизнь.

    Пантера: описание, строение, характеристика. Как выглядит пантера?

    Визитной карточкой всякой пантеры является ее фирменный черный окрас. Хотя если присмотреться к пантере более внимательно, то можно заметить, что шерсть ее покрыта темными пятнами разных оттенков, все это и создает видимость черного окраса.

    Пантеры являются крупными хищниками, вес пантеры может достигать 40-50 кг. Туловище продолговатое и достигает до двух метров в длину.

    Также в распоряжении пантеры четыре мощные и крупные лапы, с длинными и острыми когтями, которые втягиваются в пальцы (строение их примерно такое же как у самого доброго представителя кошачьих – домашней кошки).

    Голова пантеры весьма крупная, несколько вытянутая, на макушке имеются уши небольшого размера. Глаза пантеры среднего размера с крупными зрачками. Также у пантеры в наличии острые зубы и мощные челюсти.

    Шерсть пантеры есть по всему телу, также имеется очень длинный хвост, который порой может составлять до половины длины животного.

    Где обитает пантера

    Пантеры обитают по широкому географическому ареалу, много их живет на африканском континенте, особенно в горах Эфиопии и Кении. Встречаются они и в Азии и Южной Америки, только, разумеется, черные пантеры Южной Америки имеют существенное отличие от черных пантер Азии, там они в действительности черные ягуары, когда в Азии это черные леопарды.

    Чем питается пантера

    Все пантеры являются свирепыми и опасными хищниками, причем одними из самых опасных среди семейства кошачьих. Если пантера голодна, то запросто может напасть на любую близлежащую дичь и в том числе и на человека. Но чаще всего на обед к пантере попадают различные травоядные животные: зебры, буйволы, антилопы. Порой пантера не прочь перекусить и обезьянами. Домашние животные: коровы, овцы, лошади, также оказавшись сами без присмотра в джунглях, имеют высокие шансы стать едой для пантер.

    На охоту пантеры всегда выходят ночью, в темное время суток благодаря черному окрасу они становятся практически невидимыми, что дает им возможность без проблем подкараулить потенциальную добычу.

    Образ жизни пантеры

    Пантеры подобно настоящим представителям семейства кошачьих являются подлинными индивидуалистами, предпочитающими жить по одному, или парами самец + самка. Изредка могут собираться и в прайд, как это делают львы, создавая небольшое семейство пантер, но такое случается не часто.

    Пантеры территориальные животные, каждая пантера имеет свою определенную территорию, так сказать охотничьи угодья, куда другим пантерам заходить не желательно.

    Пантеры ведут ночной образ жизни, чему в немалой степени способствует их черный окрас, благодаря которому ночная охота для пантеры гораздо предпочтительнее, нежели гонятся за дичью днем.

    Сколько живет пантера

    Срок жизни пантеры, как и у многих других представителей семейства кошачьих в среднем составляет 10-12 лет, но бывали случаи, когда пантера доживала и до 20 лет.

    Размножение пантер

    Пантеры достигают половой зрелости к 2-3-м годам. А поскольку живут они в постоянно теплом климате, то размножаться они могут круглый год. Самец, найдя себе подходящую самку, вступает с ней в половую связь. Забеременев, самка подыскивает для родов безопасное и уютное место.

    Сама беременность у самки пантеры длится 3-3,5 месяца. Обычно у пантеры рождается два-три маленьких котенка (ну не совсем котенка), подобно деткам обычной кошки, первое время они являются слепыми, и лишь потом у них прорезаются глазки. Мама пантера первое время не отлучается от своих деток, кормя их молоком, в то время как папа, как настоящий добытчик приносит еду.

    В целом пантеры очень заботливы к своему потомству, и в более старшем возрасте мама пантера обучает своих детенышей правильно передвигаться, охотиться и другим премудростям их звериной жизни. Когда пантера достигает года, она уже становится полностью взрослым и готовым к самостоятельной жизни зверем.

    Интересные факты про пантер

    • Большую популярность в массовой культуре пантера получила благодаря книге английского писателя Киплинга «Маугли», как мы помним, черная пантера по имени Багира была одним из главных положительных героев этой книги.
    • Пантера нашла свое место и в геральдике, так именно она была эмблемой английских королей Генриха IV и Генриха VI.
    • Как олицетворение доблести и храбрости пантера присутствует на гербе африканского государства Габон.

    Черная пантера, видео

    И в завершение интересное документально видео о черном пантере/леопарде.

    Эта статья доступна на английском языке – Black Panther Animal.

    Пантера — животное из семейства кошачьих, крупный хищник. Обитает в жарком или теплом климате, это Африка, Азия, Южная и Центральная Америка. Имеет длинные и острые когти, с помощью которых она может затащить пойманную и убитую добычу на деревья. Способность поднять тушу животного по весу почти равного ей помогает пантере защитить свое от других хищников, таких как гиена и лев.

    Пантера предпочитает охотиться на крупных млекопитающих, обычно копытных, например, антилоп, зебр, косулей, оленей. Иногда размеры жертвы в несколько раз превышают размеры охотника. Может обойтись и более мелкой добычей: обезьянами, мелкими грызунами, змеями или птицей. Бывает, что в рационе пантеры появляются разнообразные ягоды и травы, яйца птиц.

    В основном, пантеры охотятся в темное время суток, а днем набираются сил для ночной слежки, выбирая верхушки деревьев местом для отдыха. Добычу они ловят на земле, скрываясь в засаде и неслышно подкрадываясь к жертве. Могут часами выслеживать ее, дожидаясь благоприятного момента.

    Этот хищник обладает превосходными органами чувств, незаменимыми в его ночной охоте. Например, прекрасный слух позволяет пантере издалека услышать предполагаемую добычу или какую-либо опасность. Черный окрас, делающий животное незаметной в темноте, — еще одна черта, помогающая бесшумно подкрасться к жертве.

    Пантера — хищник-одиночка. Считается одним из самых опасных животных, благодаря своей агрессии и развитой мускулатуре. Иногда охотиться на домашний скот, так как не испытывает страха перед человеком и может подобраться очень близко, проникая в жилища.

    Этот хищник питается два раза в неделю, съедая за раз до 50 килограмм. Но может обходиться без пищи 7-10 дней. Интересно, что сытая пантера не будет нападать, даже если перед ней находится беззащитная жертва.

    Чёрная пантера. Описание, особенности, образ жизни и среда обитания черной пантеры

    Высокое содержание черного пигмента в коже, шерсти животного стало основой рождения образа священной кошки. Черная пантера на фото впечатляет магическим взглядом, будто ее существо связано с тайными мирами. Пантерами называют целый род кошачьих, характер обитания которых интересен даже без налета мистики.

    Описание и особенности

    Крупные хищники кошачьего семейства с признаками меланизма стали именоваться по прихоти человека пантерами. История названия восходит к латинскому, греческому, древнеиндийскому языкам, означает «тигр». Мифы и факты о жизни пантер основательно переплетены.

    Генетическая характеристика животных является либо расстройством, либо формой защиты в суровой среде обитания. Темный окрас чаще проявляется у хищников, долго находящихся в непроходимых лесах, куда солнечный свет почти не попадает. В плотных зарослях шкура цвета ночи способствует выживанию.

    К черным пантерам относят грозных представителей хищников:

    • тигра;
    • льва;
    • леопарда;
    • ягуара.

    В Малайзии половину всех леопардов можно причислить к пантерам на основе соответствующего черного окраса животного.

    Пантера не отдельный вид, а род кошачьих имеющий генетическое изменение в окрасе

    Черные пумы не встречаются, хотя мутация гена, приводящая к меланизму, присуща даже лисам, которых называют чернобурками. Издали цвет шкур животных-меланистов кажется однородным, но вблизи можно рассмотреть проступающие пятна на темном фоне.

    Кроме цвета, другие особи рода ничем другим не отличаются от сородичей. Скрещивание дает многоцветное потомство: шоколадное, рыжее, пятнистое, реже черное. Объясняется это законами генетики, согласно которым, рецессивный ген черноты часто подавляется другими.

    На многочисленных фотографиях черных пантер чаще всего можно увидеть

    • южноамериканских ягуаров, у которых проявлена доминирующая форма альтернативного гена;
    • африканских или азиатских леопардов с рецессивной формой гена.

    Интересно, что название «пантера» применяют к другим животным семейства кошачьих с рыжеватой, даже белой шкурой. Но все-таки визитная карточка классического образа – мефистофельский окрас. В черной гамме присутствуют отливы синего, серого и фиолетового цветов.

    Черная пантера – животное большого размера. Длина тела- до 2 метров, рост — примерно 70 см, масса — 50-60 кг. Вытянутое туловище хищника гибкое, подтянутое, грациозное. Сильные лапы, на пальцах большие когти, которые зверь втягивает как домашняя кошка.

    Хвост может быть равным половине длины туловища. Самцы по размеру крупнее самок примерно на 25%.

    Голова животного крупная, немного вытянутой формы. Уши и глаза небольшие. Взгляд настоящего хищника, пронзительный и холодный. Мощные челюсти, острейшие зубы дополняют образ беспощадного зверя.

    Большинство пантер имеют агрессивный характер, что делает животное очень опасным

    Многие древние народы считали, черную пантеру – тотемным животным. Грация, величие, сила, своенравие характера всегда вызывали особое поклонение человека изящному и свирепому животному. Скорость бегущей пантеры достигает 80 км/ч, высота в прыжке до 6 метров.

    Пантера в геральдике изображается разъяренной, с пламенем изо рта, ушей. В описании ее наделяют прекрасными чертами, приписывают ей волшебное пение, которое увлекает других зверей, кроме дракона. Он убегает от пантеры.

    В реальности у пантеры особая гортань, которая позволяет издавать страшный рев, леденящий душу в темноте.

    Виды

    Говорить о видах пантер можно условно, так как природа животного основана на генетической мутации четырех известных видов кошачьего семейства: леопарда (барса), ягуара, льва и тигра.

    Пантеры–леопарды превосходят львов и тигров стремительностью, ловкостью. Способность лазать по деревьям, скалам, превосходная реакция, бесстрашие делают их суперкошками. Древние шумеры признавали черных пантер богинями плодородия и любви.

    Пантеры-ягуары также уникальны по возможностям выживания в разных средах. Индейцы называли их божествами тьмы, а рев животных считали раскатом грома.

    Искусственное выведение гибридов, т. е скрещивание пантеры и других диких кошек, привело к появлению:

    • тигона – гибрида львицы (пантеры) и тигра;
    • лигра – гибрида тигрицы и льва (пантеры);
    • леопона – гибрида львицы и леопарда (пантеры);
    • пумапарда – гибрида пумы и леопарда (пантеры).

    В естественной среде гибриды не встречаются по причине разных природных ареалов тигров и львов. Рождение котят разных родственных видов возможно в стесненных условиях зоопарков, цирков.

    Лигры появляются на свет значительно чаще, чем тигоны. Наследственные черты папы преобладают в облике котят. На сегодняшний момент лигры — крупнейшие кошки, рост которых достигает 4 метров, масса – более 300 кг. Потомства от них получить практически невозможно.

    Тигоны появляются реже. После рождения малыши, как правило, болезненны и ослаблены. Размеры подросших особей меньше, чем у родителей.

    В напоминание о существовании леопона и пумапарда остались лишь чучела этих животных, обреченных на вымирание. В бесперспективности экспериментов по скрещиванию этих хищников убеждены многие исследователи.

    Образ жизни и среда обитания

    Географический ареал пантер широк. Многочисленные популяции находятся в Азии, Южной Америке, на африканских просторах. Если в горах Эфиопии чаще встречаются черные леопарды, то в американских дебрях обитают черные ягуары.

    В дикой природе пантер привлекают тропические леса, подножия гор. Места, где обитает черная пантера, чаще всего непроходимые и удаленные от людских поселений. При встрече с человеком животные не проявляют агрессии, если они не голодны и не нуждаются в самозащите. Опасный хищник обладает хитростью и большой силой.

    Черные пантеры ведут преимущественно ночной образ жизни. Окрас дает им существенное преимущество в охоте. Двигаются они бесшумно, плавно, прекрасное обоняние позволяет без труда обнаружить добычу.

    Днем после продолжительных прогулок в дремучем лесу пантеры подолгу спят среди ветвей. Для отдыха находят места в густых зарослях на высоте 4-5 метров.

    Характер животных отличается своенравием, стойкостью, решительностью. Попытки сделать зверя домашним, ручным неизбежно заканчивались плачевно. Поэтому на цирковых представлениях очень редко можно встретить черных пантер.

    Дрессировке они практически не поддаются. Единственный аттракцион с пантерами в Европе проводит Марица Запашная. Непредсказуемость животных всегда связана с большим риском в работе с ними.

    Это индивидуалисты по своему складу, предпочитающие одиночное существование или в семейных парах. Создание прайда, как у львов, редкое исключение. У каждой особи или пары своя территория, нарушать границы которой сородичам нельзя.

    Пантер считают едва ли не самыми кровожадными хищниками среди прочих кошачьих представителей. Голодное животное не выбирает жертву, бросается на все живое. Страха у пантер нет ни перед кем. К человеку пантера может подойти сама в отличие от других осторожных сородичей.

    Хищные животные являются всегда привлекательными обитателями зоопарков. Посетители разных стран проявляют неизменный интерес к дикой природе. Загадочность других миров, тайны их обитателей притягивают людей, которые делают пантер символами различных культур. Не случайно, образ пантеры Багиры по книге Киплинга «Маугли» получил широкую известность.

    Интересный факт замечен поклонниками английского писателя. В сказке на самом деле показан самец черной пантеры Багир. Но в процессе перевода произошла замена пола персонажа, так как слово пантера женского рода. Кроме того, присущие образу грацию, изящество, мудрость, красоту относили обычно к героиням.

    Обладая колоссальным терпение, пантеры могут выслеживать добычу часами

    Питание

    Любимая еда хищника – мясо крупных травоядных животных: буйволов, антилоп, зебр. Кража домашних овец, коров, лошадей, свиней, оказавшихся без надзора человека, — обычное дело. Голодные звери довольствуются обезьянами, дичью, яйцами из гнезд, могут полакомиться даже плодами садовых деревьев.

    Поиск жертв пантеры ведут на земле, часто караулят добычу у водопоев. Поедание мяса происходит на дереве. Туша разрывается на куски острыми зубами и рывками головы. Эта особенность отличает пантер от сородичей львов и других кошачьих родственников.

    На высоте пища недосягаема для земных конкурентов – гиен, шакалов и других хищников.

    Без пищи животные могут выдержать 4-5 суток. Но затем пантеры способны прокрасться в жилище, подворья, хлев в поисках добычи. Интересно, что сытое животное не тронет даже козленка, стоящего у его лапы.

    Голодный зверь – не остановится ни перед чем. В людоедстве пантера замечена, но в меньшей степени, чем тигры или львы.

    Размножение и продолжительность жизни

    Половой зрелости котята семейства достигают к 2-3 годам. Теплый климат в среде обитания позволяет размножаться круглый год. После спаривания самка ищет глухое безопасное место для родов. Чаще всего, это нора между корнями деревьев, укромное место в пещере, большое дупло. Длительность беременности составляет 3-3,5 месяца.

    В помете обычно два котенка, значительно реже бывает один, встречаются исключительные случаи появления 4-5 малышей. Котята появляются на свет слепыми. Пантера – заботливая мать. К наследникам она первое время никого не подпускает, сама никуда не отходит.

    У привычных пятнистых животных могут рождаться черные котята, но скрещиваются пантеры потом между собой

    До 10 дней самка занята только малышами. Она согревает их, облизывает, кормит. Никто не смеет приблизиться к материнскому логову. Котята питаются молоком, отец семейства заботится о самке, приносит ей пищу.

    Когда самка бежит к водопою, малыши остаются недолго под опекой отца. В заботах пантера-мать иногда доводит себя до истощения.

    Когда у котят появляется зрение и слух, самка начинает постепенно восстанавливать свои силы, возвращаться к привычной жизни, но продолжает заботиться о потомстве. Опекунство над порастающими котятами, обучение их навыкам охоты, передвижения длится примерно год, после чего молодняк самостоятельно справляется с премудростями звериной жизни.

    Пантеры могут заботятся о своих котятах до двух лет

    В природных условиях пантеры живут 10-12 лет. В условиях неволи, под контролем человека продолжительность жизни увеличивается до 20 лет. Наблюдения за хищниками показывают, что на втором десятке лет жизни наступает снижение жизненной активности животных.

    Поиск легких жертв, питание падалью заменяет охоту на крупных и сильных животных. Силы постепенно покидают бесстрашных пантер.

    Окрас потомства во многом зависит от цвета шкур родителей. Черные котята – редкость, так как рецессивный ген черного подавляется другими. Добиться появления нового поколения черных пантер можно при условии таких же предков. Как правило, целенаправленным разведением кошачьих хищников занимаются в питомниках.

    Природа создает настоящих красавиц пантер не так часто. Влияние человека на поддержание такого чуда весьма ощутимо. Как в мифологии, так и в жизни побеждает сила и красота.

    Чёрные пантеры (партия)

    У этого термина существуют и другие значения, см. Чёрная пантера (значения).

    Партия чёрных пантер

    Black Panther Party for Self-Defense

    Лидер

    Ньютон, Хьюи Перси

    Основатель

    Ньютон, Хьюи Перси и Бобби Сил

    Дата основания

    Октябрь, 1966 год

    Дата роспуска

    Штаб-квартира

    Окленд, Калифорния

    Идеология

    Марксизм, демократический социализм, элементы маоизма, и левого национализма

    Девиз

    Мы за прекращение войны; но войну можно остановить только войной; и чтобы отложить оружие, нужно взять его в руки

    Сайт

    Медиафайлы на Викискладе

    Партия чёрных пантер (англ. Black Panther Party for Self-Defense) — американская леворадикальная организация темнокожих, ставившая своей целью продвижение гражданских прав темнокожего населения. Была активна в США с середины 1960-х по 1970-е годы.

    Основанная в Окленде, Калифорния, Хьюи Ньютоном и Бобби Силом в октябре 1966 года, организация в противовес учению Мартина Лютера Кинга выступала за вооружённое сопротивление социальной агрессии в интересах афроамериканской справедливости. С течением времени её цели и философия радикально менялись. В то время, как лидеры организации были убеждёнными революционными социалистами — маоистами, последователями Че Гевары и Франца Фанона, репутация чёрных расистов привлекала сторонников множества других течений. В связи с этим было сложно достичь идеологического консенсуса. Некоторые из членов партии открыто высказывались против взглядов, которых придерживались её лидеры.

    Значительное влияние на становление партии оказала книга Роберта Уильямса «Негры с оружием», где продвигалась программа вооружённой самообороны, а также проповедей Малькольма Икса.

    Известными инициативами «чёрных пантер» были бесплатные завтраки темнокожим детям из бедных семей и вооружённое патрулирование чёрных кварталов с целью предотвращения насилия со стороны белых полицейских.

    Легенда

    Шестеро молодых темнокожих, только-только окончивших школы или колледжи, создали «Чёрные пантеры», партию вооружённой обороны от полицейских. Первым рекрутом новой партии стал шестнадцатилетний подросток Бобби Хаттон (англ. Bobby Hutton).

    Революционность «Чёрных пантер» проявилась и во всём, начиная с философии «пробуждения сознания» (формулировка Хьюи Ньютона) и заканчивая спецификой униформы: чёрной кожаной куртки в сочетании с голубой рубашкой, чёрными брюками и чёрным беретом. В выборе символа своей новой организации, молодые люди остановились на образе чёрной пантеры:

    Пантера ведь свирепое животное. Вместе с тем она никогда не станет нападать первой, пока её не загонят в угол. В этом случае пантера совершает бросок.

    Члены организации предприняли безнадёжную попытку вытравить из гетто торговцев кокаином, что втянуло их в кровавую цепь мафиозных разборок. Именно с подачи «Чёрных пантер» за американскими полицейскими прочно закрепилось прозвище «свиньи».

    «Но самая большая наша победа заключалась в том эффекте, который слово «свинья» произвело на полицейских. Им очень не понравилось, когда их стали обзывать свиньями, они и сейчас этого не переносят. Как только за ними закрепилось новое «прозвище», полицейские провели кампанию в свою защиту с использованием лозунгов наподобие «Свиньи прекрасны», да ещё нацепляли на себя значки в виде свинок. Но эти усилия пошли прахом. Мы хотим сказать, что, если полицейские не хотят быть свиньями, то они должны прекратить жестоко обходиться со всеми несчастными в мире. Никакие лозунги не изменят мнения людей. Здесь может помочь лишь изменение в поведении.»

    Лозунг «Вся власть народу», позднее воспетый Ленноном, — тоже продукт творчества Чёрных пантер. Другой отличительной особенностью партии были должности, скопированные с государственных: премьер-министр, капитан, министр финансов и проч.

    Партия создала программу 10 пунктов, документ, требующий «Землю, хлеб, жилище, образование, одежду, справедливость и мир», а также освобождение негров от военной службы и стала иконой контркультуры 1960-х. В итоге Чёрные пантеры осудили чёрный национализм как «чёрный расизм». «У вас есть оружие, но и у нас есть оружие!» — гласил знаменитый плакат Чёрных пантер. Их деятельность поддерживали такие ставшие легендами люди, как Джэнис Джоплин и Джон Леннон. В 1969 году полиция провела крупномасштабные акции по уничтожению «Чёрных пантер», в результате которой были убиты 28 лидеров и сотни рядовых членов арестованы.

    «Пантеры» подарили рэпу ключевые слова политической риторики: они взяли из растафари понятие «Babylon» (Вавилон), обозвав им мир белого истеблишмента.

    Примечательно, что в партию почти всю свою жизнь входила мать Тупака Шакура, Афени Шакур. В юности взглядов «Чёрных пантер» придерживался и сам Тупак. Он сам не раз упоминал об этом, и, кроме того, это подтверждается татуировкой в виде пантеры у него на теле.

    Программа

    Национальные архивы США. Руководители партии «Чёрных пантер» Хьюи Ньютон, Элдридж Кливер и Бобби Сил рассказывают о своей 10-балльной программе, предлагаемой ими администрации США и обеспечивыющей полную занятость, достойное жильё и образование, прекращение полицейского произвола и освобождение негров от службы в армии. «Чёрные пантеры» маршируют в униформе. Студенты поют, аплодируют и несут транспаранты протестного содержания. Полицейские обеспечивают контроль за порядком на марше.

    Организация в 1966 году сформулировала основные цели, которые были включены в 10 следующих пунктов:

    • Мы стремимся к свободе. Мы хотим получить право самим определять судьбу темнокожей общины.
    • Мы стремимся к полной занятости для нашего народа.
    • Мы стремимся прекратить эксплуатацию темнокожей общины капиталистами.
    • Мы стремимся обеспечить нашему народу достойное жильё, пригодное для проживания людей.
    • Мы хотим обеспечить для нашего народа образование, которое в полной мере могло бы раскрыть истинную природу культурного упадка белого американского общества. Мы хотим учиться нашей настоящей истории, чтобы каждый чёрный знал свою истинную роль в современном обществе.
    • Мы выступаем за то, чтобы все темнокожие мужчины освобождались от военной службы.
    • Мы стремимся немедленно положить конец жестокости полиции и несправедливому убийству темнокожих граждан.
    • Мы выступаем за освобождение всех темнокожих заключённых в тюрьмах города, округа, штата и федеральных учреждениях.
    • Мы требуем того, чтобы судьбу темнокожих обвиняемых решали граждане, равные их социальному статусу и темнокожие общины, как это предписано в конституции США.
    • Мы хотим земли, хлеба, жилья, образования, одежды, справедливости и мира.

    > Лидеры партии

    • Бобби Сил
    • Хьюи П. Ньютон

    Образ в искусстве

    В этом разделе могут перечисляться малозначимые либо слабо связанные с объектом статьи его упоминания и изображения в произведениях культуры. Пожалуйста, отредактируйте его так, чтобы показать влияние объекта статьи на значимые произведения искусства, основываясь на авторитетных источниках, избегайте перечисления незначительных фактов.

    В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
    Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
    Эта отметка установлена 4 мая 2019 года.

    • Американская рок-группа «Rage Against The Machine» активно протестовала своим творчеством против тюремного заключения Мумии Абу-Джамаля;
    • Фильм Мелвина Ван Пиблза «Пантера»;
    • Карикатурный образ «чёрных пантер» представлен в одном из эпизодов фильма Роберта Земекиса «Форрест Гамп».

    См. также

    • Конституционная конвенция «Чёрных пантер» (на английском)
    • Партия белых пантер
    • Чёрные пантеры (Израиль)
    • Анджела Дэвис
    • Мумия Абу-Джамал
    • Джордж Джексон

    Примечания

    1. MIA: History: USA: The Black Panther Party (недоступная ссылка). Дата обращения 14 ноября 2002. Архивировано 14 ноября 2002 года.
    2. Jessica Christina Harris. Revolutionary Black Nationalism: The Black Panther Party. Journal of Negro History, Vol. 85, No. 3 (Summer, 2000), pp. 162—174
    3. «Чёрные пантеры» — темнокожие национал-революционеры. Sensus Novus (29 декабря 2014). Дата обращения 24 января 2017.
    4. 31-й годовщине Красного Мая посвящается..
    5. Хьюи П. Ньютон Революционное самоубийство
    6. 1 2 История развития Хип-хоп культуры
    7. Хьюи Перси Ньютон, Революционное самоубийство
    8. Power to the People. The World of the Black Panthers. Stephen Shames and Bobby Seale, 2016. ISBN 978-1-4197-2240-0, с.10.
    9. Newton, Huey The Ten-Point Program. War Against the Panthers. Marxist.org (15 октября 1966). Дата обращения 5 июня 2006.
    10. The Black Panther Party (недоступная ссылка). Дата обращения 5 июня 2006. Архивировано 26 апреля 2006 года.

    Ссылки

    • Официальный сайт
    • Чёрные пантеры
    • Мария Завьялова Доктор прописал кровопускание: риторика насилия и афроамериканская литература 1960-х годов
    • Интервью с Фредерикой Ньютон, вдовой основателя «Чёрных пантер» Хьюи П. Ньютона.

    Основатели

    Хьюи Ньютон · Бобби Сил

    Влияние

    Black Power · Малкольм Икс · Роберт Уильямс · Франц Фанон · Коммунизм · Маоизм

    Программы

    Пантеры, осуждённые за убийство

    Мумия Абу-Джамал · Ангола 3 · Рэп Браун · Уоррен Кимбро · Лонни Маклукас · Джорджа Самс · Ассата Шакур

    Пантеры, убитые полицией

    Марк Кларк · Фред Хэмптон · Бобби Хаттон

    Другие значимые члены

    Ашанти Алстон · Ричард Аоки · Чарльз Бэррон · Элейн Браун · Уильям Брент Ли · Стокли Кармайкл · Банчи Картер · Элдридж Кливер · Кэтлин Кливер Нил · Анджела Дэвис · Аарон Диксон · Лоренцо Эрвин · Билли Гарланд · Дэвид Хиллиард · Джордж Джексон · Джамаль Джозеф · Чака Хан · Роберт Хиллари Кинг · Пит О’Нил · Ларри Пинкни · Малик Рахим · Найл Роджерс · Бобби Раш · Афени Шакур · Роберт Триверс · Марк Эссекс · Бетти Ван Паттер

    Прочее

    Рождение и смерть «Чёрных пантер»

    Условия сегрегации: почва появления радикальной партии

    По мере развития в мире антиколониального движения, росло и движение афроамериканцев за свои права. Первым кирпичиком, поводом к осознанию прав стала Вторая мировая. На её фронтах чернокожие умирали ничуть не меньше своих белых сослуживцев. Выжившие, вернувшись на родине, не понимали, почему они не заслуживают тех же прав, что и белые.

    Но, в общем-то, не будь этого толчка, терпение рано или поздно лопнуло бы. Человек банально не может терпеть унижения слишком долго. 1 декабря 1955 года случился важный прецедент. Итак, афроамериканцы должны были занимать строго определённые места в автобусах в штате Алабама и ни в коем случае, даже если белых пассажиров не было, они не могли занимать их места. А если приходило слишком много белых пассажиров и зарезервированных мест не хватало, то «цветной» должен был уступить своё место.

    В 1955 году водитель автобуса в Монтгомери застрелил чернокожего

    В тот день, 1 декабря 1955 года, афроамериканская швея Роза Паркс не уступила место белому мужчине в Монтгомери. Её арестовали и оштрафовали. В этом же году в Монтгомери были арестованы за то же самое преступление ещё пять женщин, двое детей и множество мужчин. Одного чернокожего водитель застрелил.

    Ёмкости с водой для чернокожих и белых в Оклахоме. Фотография Рассела Ли. 1939 год

    В ответ на это, по инициативе Мартина Лютера Кинга, чернокожие жители города объявили всеобщий бойкот общественному транспорту. Чернокожие владельцы машин перевозили «братьев по коже» своими силами, без какой-либо платы. Афроамериканцы поддерживали бойкот 381 день, который был назван «Ходьбой во имя свободы».

    В это время автобусные компании понесли значительные убытки — 70% от всех пассажиров автобусов в то время составляли чернокожие. Первоначально городские власти пытались расколоть движение (путём дезинформации в СМИ и дискредитации лидеров), но, когда это не помогло, полиция вступила в дело и начала преследовать активистов и давить на них всеми возможными методами. Чернокожих водителей останавливали, подвергали арестам под надуманными предлогами, — а их домашним угрожал Ку-Клукс-Клан. Так, в январе 1956 года в дом Мартина Лютера Кинга бросили бомбу, что породило новый всплеск движения среди чернокожих. После этого власти запустили «антибойкотный» закон от 1956 года, арестовав ещё сотню активистов. Суды против активистов были известны и за рубежом, в том числе, в Европе.

    В ответ на отмену сегрегации в транспорте расисты устроили террор

    После подачи иска от активистов Федеральный окружной суд констатировал незаконность автобусной сегрегации. Прокуратура Монтгомери апеллировала в Верховный суд США, который оставил решение окружного суда в силе. В ту же ночь члены Ку-Клукс-Клана, прибывшие на 40 грузовиках, провели показательное шествие с целью запугивания местных жителей. 20 декабря 1956 года сегрегацию городских автобусов в Монтгомери отменили законодательно. Но фактически такое положение сохранялось в отдельных городах юга США до 1970-х гг. На это решение расисты ответили террором: расстрелом автобусов, взрывом самодельной бомбы в кварталах с чернокожими жителями, и избиением чернокожих.

    Джордж Уоллес блокирует вход в университет Алабамы, чтобы не допустить туда чёрных студентов

    Никуда, впрочем, не исчезла дискриминация в образовательных учреждениях и общественных местах. После серии судебных исков в 1954 году Верховный суд США признал, что расовая сегрегация в школах противоречит конституции — люди должны иметь равный доступ к образованию. Но южные штаты запротестовали. Алабама оказала самый сильный отпор. Штат отказался выполнять требование федерального суда.

    В Литл-Роке чернокожие школьники попали на урок благодаря армии

    В сентябре 1957 года, в первый день занятий девять чернокожих детей отправились в школу в городе Литл-Рок, Арканзас. Их со штыками встретила Национальная гвардия штата, подчинённая губернатору. Толпа белых запугивает детей, — угрозы, оскорбления. Штат отказался соблюдать постановление Верховного суда. Одна из школьниц, Элизабет Экфорд, позже вспоминала свой первый школьный день 1957:

    «Я подошла к школе и наткнулась на охранника, который пропускал белых учеников… Когда я попробовала протиснуться мимо него, он поднял свой штык, потом это же самое сделали и другие охранники… Они так враждебно смотрели на меня, что я очень испугалась и не знала, что делать. Я обернулась и увидела, что сзади на меня наступает толпа… Кто-то выкрикнул «Линчевать её! Линчевать её!» Я попыталась найти глазами хоть одно дружелюбное лицо в толпе, хоть кого-нибудь, кто мог бы мне помочь. Я посмотрела на одну пожилую женщину, и её лицо показалось мне добрым, но когда наши глаза встретились вновь, она на меня плюнула… Кто-то крикнул «Тащите её к дереву! Надо заняться ниггером!»»

    Военнослужащие 101-й воздушно-десантной дивизии охраняют чернокожих детей на пути в школу в Литл-Роке

    Позже они попали на уроки — в город были введены федеральные войска, чтобы заставить штат соблюдать конституцию. Эти же солдаты и охраняли детей.

    В Олбани было арестовано за протесты 5% всего чернокожего населения

    Параллельно, как уже было сказано, шла борьба за равный доступ к общественным местам. В 1961 году в Олбани, Джорджия чернокожие горожане по инициативе Мартина Лютера Кинга попытались провести кампанию за отмену сегрегации в общественных местах. В результате разгона демонстраций полицией было арестовано 5% от общего числа всех чернокожих жителей города.

    Два пути протеста

    На фоне мирных протестов афроамериканцев, лидером которых был Мартин Лютер Кинг, происходила радикализация чернокожей молодёжи США. Многие молодые люди были недовольны слишком пацифистской политикой Кинга и других лидеров Движения за гражданские права, так как считали такую политику слишком мягкой и не способной ни к чему привести.

    В итоге за годы борьбы сформировалось две парадигмы протеста. Первая — интеграционистская. Она заключалась в требовании равенства прав белых и чёрных американцев, и интеграции чернокожего населения в американское общество в качестве его полноправной состовляющей. Истоки интеграционистской парадигмы формировались ещё в 1920-х в «Гарлемском ренессансе» — культурном движении, приведшем к расцвету афроамериканскую литературу первой половины ХХ века и способствовавшем улучшению представлений белого населения США об афроамериканцах. И именно в русле этой парадигмы работали Мартин Лютер Кинг и его сторонники по Движению за гражданские права.

    Мирное включение чернокожих в американское общество без радикальных преобразований не удовлетворяло молодёжь из низов. Они не верили в саму возможность интеграции чернокожего населения в социально-политическую жизнь США.

    Феномен «черного радикализма»

    Параллельно выступавшим с маршами интеграционистам радикальная часть афроамериканцев сплотилась вокруг идей чёрного национализма и сегрегации. Но не в уничижительном ключе. Они выступали за полное обособление от белого населения США. Забегая вперёд скажем, идеи о «положительной» сегрегации в наши дни находят своё выражение в концепции «safe spaces», зон, свободных от притеснений (в самом широком смысле). В 1920-е же годы такая позиция нашла отражение в более радикальной и смелой деятельности Маркуса Мосиа Гарви. Он боролся за возвращение афроамериканцев в Африку.

    Многие афроамериканцы стали последователя «Нации ислама»

    Другие радикалы решили принять ислам в противовес «белому» христианству, «религии рабовладельцев». Во второй половине 20 века силу набирает организация «Нация ислама» (существует до сих пор и дружит с мусульманскими странами).

    Большое влияние на развитие своеобразной националистической парадигмы в афроамериканском радикальном движении оказали африканские теоретики. Прежде всего — теория негритюда, утверждающая, что негроидная раса самоценна, а африканские народы исключительны и уникальны, и не нуждаются в каком-либо заимствовании из европейской культуры. Видимо, в связи с этим на почву негритюда так удачно лёг социализм в постколониальный период. Негритюд утверждает, что африканскому менталитету присущи сопричастность и чувственное познание динамического мира. Всё это противопоставляется «европейской основе» — рациональности и завоеванию.

    В 1960-е афроамериканские националисты подхватили модные левые идеи

    В 1960-е годы многие афроамериканские радикалы познакомились с леворадикальными идеями, в то время распространявшимися в американской студенческой среде. Так антиимпериалистические и социалистические лозунги вошли в политическую фразеологию афроамериканских националистов.

    Рождение «пантер»

    Партия самозащиты «Чёрные пантеры» появилась в октябре 1966 года в Окленде. И ей было суждено стать одной из самых известных радикальных организаций США. У истоков организации стояли Бобби Сил и Хью Ньютон — молодые люди, выступавшие за «чёрный сепаратизм», о котором говорилось выше.

    Пара слов о друзьях-основателях партии. Роберт (Бобби) Сил родился в 1936 году в Техасе. На момент создания «пантер» ему уже тридцать. В Окленд он переехал вместе с родителями, а в 19 пошёл служить в подразделение ВВС США. Но через три года Бобби со службы выгнали из-за плохой дисциплины. Он устроился резчиком по металлу параллельно завершая среднее образование. После школы пошёл в колледж, учась на инженера и постигая азы политологии. Именно в колледже Сил вступил в Афроамериканскую ассоциацию (ААА), выступавшую за «чёрный сепаратизм». Сам Бобби, впрочем, был скорее маоистом. В рядах ААА Бобби Сил и познакомился с Хью Ньютоном — сооснователем «Чёрных пантер».

    Основатели «Чёрных пантер» Бобби Сил и Хью Ньютон

    Последнему в 1966 было всего 24 года. Хью Перси Ньютон был из бедной семьи, но это не отбило у него тягу к учёбе. Он сумел поступить в оклендский Меррити-колледж, затем изучал право в Сан-Франциско. Параллельно с учёбой участвовал в деятельности чёрных банд, воровал. С Силом его сблизил интерес к модному тогда маоизму. Хью Ньютон удивительным образом сочетал в себе лихой вид типичного парня с улицы, подверженного алкоголизму и наркомании, с постоянной тягой к познанию и желанию помочь своим ближним.

    Вдохновители «пантер»: Мао, Малькольм Икс и Франц Фанон

    Большое влияние на формирование взглядов Хью и Бобби оказали идеи легендарного афроамериканского лидера Малькольма Икса. Его убийство в 1965 году послужило формальным поводом к созданию «Чёрных пантер». Сейчас мы знаем, что Малькольма Икса застрелили чёрные националисты, но в то время многие афроамериканские политичекие деятели обвинили в убийстве своего лидера американские спецслужбы. Тогда казалось, что правительству выгодно физическое устранение крайне популярного радикального оратора.

    Идейная база «пантер» — негритюд, маоизм и взгляды Франца Фанона

    Малькольм Литтл, взявший себе позже псевдоним Икс, был типичным представителем «чёного сепаратизма». Он выступал за максимально жесткую изоляцию чернокожего населения США от «белых», отвергал пропагандируемую Мартином Лютером Кингом доктрину ненасилия. Однако позже, углубившись в изучение ислама, Малькольм Икс совершил хадж в Мекку и поездку по Африке, где под влиянием арабских политических деятелей, принадлежавших к белой расе, отошел от примитивного черного расизма и переориентировался на идеи интернационалистического объединения «чёрных» и «белых» против расизма и социальной дискриминации. Судя по всему, за отказ от идей «чёрного расизма» его и убили активисты «Нации ислама» — крупнейшей организации, придерживающейся идей «чёрного сепаратизма». Именно у Малькольма Икса «Чёрные пантеры» заимствовали ориентацию на насильственное сопротивление расизму, вооруженную борьбу против притеснения афроамериканского населения.

    Единственная встреча Малкольма Икса и Мартина Лютера Кинга, состоявшаяся 26 марта 1964 года

    «Чёрные пантеры» с самого начала своего существования формировались не только как националистическая, но и как социалистическая организация. Идеология «пантер» сформировалась под влиянием как «чёрного сепаратизма» и негритюда, так и революционного социализма, в частности — маоизма. Симпатии «пантер» к китайской версии коммунизма можно объяснить тем, что концепция Председателя Мао отлично подходила к восприятию угнетёнными массами в странах третьего мира. Собственно, афроамериканцы фактически и были «третьим миром» внутри Соединённых Штатов. Смысл пролетарской революции и диктатуры пролетариата вряд ли можно было донести до молодых чернокожих парней из трущоб, которые (почти) никогда не работали на постоянной основе. Помимо маоизма, «Чёрные пантеры» уделяли много времени работам Эрнесто Че Гевары о партизанской войне.

    В мешанину идей «Чёрных пантер» свою лепту внёс и Франц Фанон (1925 — 1961), один из наиболее значительных фигур в африканском национально-освободительном движении. Интересно, что сам Фанон был человеком смешанного происхождение. Выходец из Мартиники, французской колонии в Карибском море. По отцу он был афромартиникцем по отцу, а по матери имел европейские, эльзасские, корни. Во время Второй мировой войны Фанон служил во французской армии, участвовал в освобождении Франции и даже был награжден Военным крестом. После войны Франц Фанон получил в Лионском университете высшее медицинское образование, одновременно изучая философию и познакомившись с целым рядом видных французских философов.

    Активист «Чёрных пантер» у мемориала Линкольну. 19 июня 1970 года

    Позже он присоединился к национально-освободительной борьбе алжирского народа и стал членом Фронта национального освобождения Алжира. В 1960 году его даже назначили послом Алжира в Гане, но примерно тогда же Фанон заболел лейкемией и уехал лечиться в США, где и умер в 1961 году, дожив лишь до 36 лет. По своим политическим взглядам Фанон был последовательным сторонником антиколониальной борьбы и полного освобождения Африканского континента, а также афроамериканского населения, от гнета колонизаторов и расистов. Программной работой Франца Фанона была книга «Проклятьем заклейменные», ставшая для многих активистов «Чёрных пантер» настоящим руководством к действию. В этой работе Фанон подчеркивал «очищающую» силу насилия, воспевая вооруженную борьбу против колонизаторов. По мнению Фанона, и этот момент очень важен для понимания сути идеологии афроамериканского (и африканского в целом) политического радикализма, именно через смерть угнетенный («негр») осознает конечность угнетения — ведь колонизатора, расиста, угнетателя можно просто убить и тогда его превосходство рассеивается. Таким образом, Фанон утверждал приоритет насилия в борьбе с колониализмом и расизмом, поскольку видел в нем средство освобождения угнетенных от рабского сознания. «Чёрные пантеры» восприняли идеи Фанона о насилии и именно поэтому провозгласили себя вооруженной партией, ориентированной не только на общественно-политическую деятельность, но и на вооруженную борьбу с врагами афроамериканского народа и с «реакционными силами» внутри самого афроамериканского движения.

    Патриоты общины

    В итоге, «Программа десяти пунктов» «Чёрных пантер» включала в себя следующие тезисы:

    1) Мы стремимся к свободе. Мы хотим получить право самим определять судьбу чернокожей общины;

    2) Мы стремимся к полной занятости для нашего народа;

    3) Мы стремимся прекратить эксплуатацию чернокожей общины капиталистами;

    4) Мы стремимся обеспечить нашему народу достойное жилье, пригодное для проживания людей;

    5) Мы хотим обеспечить для нашего народа образование, которое в полной мере могло бы раскрыть истинную природу культурного упадка белого американского общества. Мы хотим учиться нашей настоящей истории, чтобы каждый чёрный знал свою истинную роль в современном обществе;

    6) Мы выступаем за то, чтобы все чернокожие граждане освобождались от военной службы;

    7) Мы стремимся немедленно положить конец жестокости полиции и несправедливому убийству чернокожих граждан;

    8) Мы выступаем за освобождение всех чернокожих заключенных в тюрьмах города, округа, штата и федеральных учреждениях;

    9) Мы требуем того, чтобы судьбу чернокожих обвиняемых решали граждане, равные их социальному статусу и чернокожие общины, как это предписано в Конституции США;

    10) Мы хотим земли, хлеба, жилья, образования, одежды, справедливости и мира.

    Хью Ньютон, Элдридж Кливер и Бобби Сил рассказывают о своей 10-балльной программе, предлагаемой ими администрации США и обеспечивающей полную занятость, достойное жилье и образование, прекращение полицейского произвола и освобождение афроамериканцев от службы в армии. «Чёрные пантеры» маршируют в униформе. Студенты поют, аплодируют и несут транспаранты протестного содержания. Полицейские обеспечивают контроль за порядком на марше

    Национально-освободительные тезисы в программе сочетаются с социальными и дерзкими контркультурными тезисами. По мере «левения» активисты «Чёрных пантер» также дрейфовали и в сторону отказа от идей «чёрного сепаратизма», допуская возможность сотрудничества с «белыми» революционными организациями.

    У «Чёрных пантер» был свой фирменный стиль

    «Чёрные пантеры» создали неповторимый стиль, получили всемирную известность и завоевали симпатии афроамериканской радикальной молодёжи на десятилетия вперёд. Эмблема организации — чёрная пантера, никогда не нападающая первой, но защищающаяся до последнего и уничтожающая нападавшего. В партии была принята особая униформа — черные береты, черные кожаные куртки и голубые кофты с изображением черной пантеры. Численность партии за два года достигла двух тысяч человек, а ее отделения появились в Нью-Йорке — в Бруклине и Гарлеме. К партии присоединились наиболее политически активные молодые афроамериканцы, симпатизировавшие революционным социалистическим идеям.

    «Пантеры» защищали афроамериканцев от произвола полиции

    «Чёрные пантеры» претендовали на роль революционеров-освободителей гетто, а всякие хорошие революционеры готовятся взять власть. Соответственно в партии были введены должности по образу правительственных. Роберт Сил стал председателем и премьер-министром партии, а Хью Ньютон — министром обороны. Именно в подчинении отважного Хью Ньютона находились вооруженные боевики «Чйрных пантер», в чьи задачи входила оборона негритянских кварталов от произвола со стороны американской полиции.

    Боевики «пантер» на автомобилях следили за полицейскими патрулями, при этом сами не нарушали правил дорожного движения и вели себя так, чтобы к ним никак нельзя было придраться с точки зрения закона. Полицейские стали главными врагами «Чёрных пантер». «Свиньи», как называли полицейских афроамериканские революционеры, олицетворяли государственный гнёт. Революционные идеи отлично легли на ненависть афроамериканцев к полиции, которую те питали с детства.

    «Чёрные пантеры» пытались искоренить наркоторговлю в чёрных кварталах

    Но боролись не только с полицией. «Чёрные пантеры» решили искоренить преступность в афроамериканских кварталах. Прежде всего — наркоторговлю. Она, по мнению лидеров партии, несла смерть чернокожего населения. Кроме того, «пантеры» проявили себя и на нише социальной инициативы. В частности, они организовывали благотворительные столовые для малообеспеченных афроамериканцев.

    «Пантеры» кормят детей из неблагополучных афроамериканских семей завтраком

    Фредрика Ньютон, жена Хью Ньютона, в интервью журналистам вспоминала, что «Чёрные пантеры» «требовали прекратить сегрегацию и дискриминацию при приеме на работу, строили социальные жилища, чтобы у обитателей трущоб был достойный кров. Мы протестовали против полицейского беспредела и произвола судов, а также нанимали автобусы, чтобы отвезти неимущих родственников на свидание в тюрьму к заключенным. Никто из нас не получал за работу денег — еду для бедных и средства на благотворительность мы собирали по крупицам. Кстати, придуманная нами «Программа завтраков» получила распространение по всей стране. Именно мы в 70-х годах первыми сказали, что дети не могут нормально учиться, если их с утра не накормить. Так, в одной из церквей в Сан-Франциско мы кормили малышей каждое утро, и правительство прислушалось к нам и сделало школьные завтраки бесплатными».

    «Чёрные пантеры» организовывали столовые для бедных афроамериканцев

    Министром информации в Партии «Черные пантеры» стал Элдридж Кливер. Его роль в организации «Черных пантер» не менее значима, чем роль Бобби Сила и Хью Ньютона. Элдридж Кливер родился в 1935 году и на момент создания партии был 31-летним мужчиной с немалым жизненным опытом. Уроженец Арканзаса, позже перебравшийся в Лос-Анджелес, Кливер с подросткового возраста принимал участие в деятельности молодежных преступных группировок.

    В 1957 году он был арестован за совершение нескольких изнасилований и помещен в тюрьму, где написал несколько статей, пропагандирующих идеи «черного национализма». Освободили Кливера только в 1966 году. Естественно, что человек с подобными взглядами не остался в стороне и поддержал создание партии «Чёрные пантеры». В партии он отвечал за связи с общественностью, однако, как и все партийцы, «патрулировал» улицы афроамериканских кварталов. Случались стычки с полицией.

    «Пантеры» часто вступали в переписки с полицией

    За финансы партии отвечал Роберт Хаттон (1950 — 1968). На момент создания партии ему было всего лишь 16 лет, но юноша быстро завоевал авторитет даже среди более старших соратников и ему доверили финансовые дела организации. Бобби Хаттон стал одним из наиболее активных членов партии и участвовал во многих демонстрациях, в том числе и в знаменитой акции против запрета на ношение огнестрельного оружия в общественных местах.

    Закат партии: обострение конфликта с полицией

    В 1967 году Хью Ньютон был арестован по обвинению в убийстве полицейского и помещен под стражу. Однако, спустя 22 месяца, обвинения с «министра обороны Чёрных пантер» были сняты, поскольку выяснилось, что полицейского, скорее всего, по ошибке застрелили свои же коллеги. Хью Ньютон вышел на свободу. Однако в 1970 году большая часть структурных подразделений «Чёрных пантер» в американских городах уже была разгромлена полицией.

    Разгром произошёл после убийства Мартина Лютера Кинга в апреле 1968 года. «Чёрные пантеры», конечно, относились к Кингу без особых симпатий, но всё же решили отомстить. Какой-никакой, а Мартин Лютер Кинг был всё же борцом за права афроамериканцев. Во время перестрелки с полицией был застрелен семнадцатилетний казначей «Чёрных пантер» Бобби Хаттон. Другому ведущему активисту «пантер» — Элдриджу Кливеру — удалось эмигрировать и найти убежище сначала в Алжире, затем — во Франции и на Кубе. Бобби Сил получил четыре года тюремного заключения.

    Многие «пантеры» были убиты в перестрелках с полицией

    В августе 1968 году произошли перестрелки «Чёрных пантер» с полицией в Детройте и Лос-Анджелесе, позже — перестрелки в Индианаполисе, Детройте, Сиэтле, Окленде, Денвере, Сан-Франциско и Нью-Йорке. Только в течение 1969 года было арестовано 348 активистов партии. В июле 1969 года полиция атаковала офис «Чёрных пантер» в Чикаго, вступив в часовую перестрелку с «пантерами». В декабре 1969 года пятичасовой бой полиции и «Чёрных пантер» разгорелся в Лос-Анджелесе, где власти вновь попытались прикрыть местный офис афроамериканской партии. К концу 1970 года было арестовано 469 активистов «Черных пантер». Десять активистов за это время погибли в перестрелках. Помимо боевиков, жертвами 48 перестрелок стали и 12 офицеров полиции. Тем не менее, Хью Ньютон не терял надежд на возрождение былой мощи движения. В 1971 году он отправился в Китай, где провел встречи с представителями китайского коммунистического руководства.

    В 1974 года Ньютон сильно поссорился с Бобби Силом, после чего, в результате разбирательств, охранники Ньютона жестоко избили Сила кнутом, после чего последний был вынужден пройти курс медицинского лечения. В 1974 году Хью Ньютона вновь обвинили в убийстве — он был вынужден скрыться на Кубе. Социалистическое правительство Кубы относилось к «Чёрным пантерам» с симпатией, поэтому Хью Ньютон смог пробыть на острове до 1977 года, после чего вернулся в Соединенные Штаты.

    В 1980 году Ньютон получил степень доктора философии в Калифорнийском университете, защитив диссертацию на тему «Война против пантер: исследование репрессий в Америке». В 1982 году «Чёрные пантеры» прекратила свое существование. Дальнейшие судьбы её лидеров и ведущих активистов сложились по-разному.

    Хью Ньютон переосмыслял ошибки партии и подводил итоги почти двадцатилетней борьбы. 22 августа 1989 года он был убит. Стрелял вовсе не белый расист и не полицейский, а афроамериканец-наркодилер Тайрон Робинсон, входивший в состав конкурирующей левацкой группировки «Чёрная партизанская семья». Робинсон получил 32 года тюрьмы.

    Бобби Сил отошёл от политики и занялся литературой. Он написал автобиографию и поваренную книгу, рекламировал мороженое. В 2002 году начал преподавать в Университете Темпл в Филадельфии.

    Элдридж Кливер отказался от политики ещё в 1975 году, вернувшись в Штаты из эмиграции. Написал книгу «Душа во льду», в которой рассказал о боевой молодости и изложил свои общественно-политические взгляды. Кливер умер в 1998 г. в медицинском центре в возрасте 63 лет.

    40-я встреча бывших активистов «Чёрных пантер», 2006

    Наследие «Чёрных пантер»

    Идеология и деятельность «Чёрных пантер» оказали значительное влияние не только на дальнейшую судьбу афроамериканской борьбы за свои права, но и на культуру в целом. Многие бывшие активисты «Чёрных пантер» стоят у истоков гангста-рэпа. Сами «пантеры» — символы американской контркультуры 1960−70-х. Книга Хью Ньютона «Революционное самоубийство» очень популярна среди радикально настроенной молодежи во многих странах мира — и не только среди афроамериканцев и африканцев. Про саму партию «Чёрные пантеры» было снято несколько фильмов, написаны научные, публицистические и художественные книги.

    Почему пантера черная

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *